Контроль знаний с помощью тестирования Курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава НГУ в рамках программы НИУ НГУ (ПНР 1, КСИ ФИТ) Виталий Геннадьевич Казаков зам. директора ИВТЦ по информатизации учебного процесса и электронному обучению
Понятие педагогического тестирования Педагогическое тестирование это форма измерения знаний, умений и навыков учащихся, основанная на применении педагогических тестов Педагогический тест это инструмент, предназначенный для измерения знаний, умений и навыков учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованных процедур проведения тестирований, обработки и анализа результатов. Контроль знаний с помощью тестирования 2
Предпосылки автоматизации педагогического тестирования Типизация тестовых заданий и возможность машинной обработки ответов Алгоритмизация процедур проведения, обработки и анализа результатов и выставления оценки Доступность компьютерных средств Сетевая информационная инфраструктура Контроль знаний с помощью тестирования 3
Функции педагогического тестирования Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: Контролирующая (диагностическая) функция Обучающая функция Воспитательная функция Контроль знаний с помощью тестирования 4
Контролирующая функция тестирования Контролирующая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля. Контроль знаний с помощью тестирования 5
Обучающая функция тестирования Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Так, например, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях Контроль знаний с помощью тестирования 6
Воспитательная функция тестирования Воспитательная функция определяется периодичностью и неизбежностью тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, формирует стремление развить свои способности. Контроль знаний с помощью тестирования 7
Типы тестовых заданий и тестов Закрытые задания задания альтернативных ответов; задания множественного выбора; задания на восстановление соответствия; задания на установление правильной последовательности. Открытые задания Классический тест Адаптивный тест Контроль знаний с помощью тестирования 8
Преимущества тестирования Справедливость, исключение субъективных факторов (равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя. Проявляется в снижении числа претензий. Объективность полученных результатов. Объемность, многофакторность оценивания. Возможность развернутой оценки. Точность оценивания (детальность шкалы оценивнания). Экономическая эффективность, снижение трудозатрат, временных затрат Психологическая комфортность Контроль знаний с помощью тестирования 9
Недостатки тестирования Длительность, трудоемкость и высокая стоимость разработки качественного тестового инструментария. Ограниченные возможности тестирования проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, такие, как абстрактные и методологические знания. Отсутствие времени для глубокого анализа каждого тестового задания. Искажение результатов тестирования случайными угадываниями правильных ответов. Отсутствие в результатах тестирования информации о причинах пробелов в знаниях. Контроль знаний с помощью тестирования 10
Роли тестирования в процессе обучения Промежуточный контроль, мониторинг качества обучения Итоговый контроль Выявление входных знаний Выявление остаточных знаний Проверка знания правил работ Допуск к экзамену Контроль знаний с помощью тестирования 11
Контроль знаний с помощью тестирования 12 Успехов в работе! Казаков Виталий Геннадьевич к.ф.-м.н., зам. директора ИВТЦ НГУ тел. (383)