Результаты психодиагностического исследования сформированности универсальных учебных действий учащихся 1 классов Северо-Западного округа уч. г
Цель исследования: выявление уровня сформированности универсальных учебных действий при переходе детей на начальную ступень обучения. В исследовании приняли участие 681 первоклассник из 31 ОУ
Психодиагностический инструментарий: «Прогрессивные матрицы Д. Равена» Зрительно-моторный гештальт-тест Бендер Тест тревожности (Р. Тэммл, А. Дорки) Тест Тулуз – Пьерона Методика самооценки «Дерево» (Д. Лампен) Определение эмоционального уровня самооценки (А. М. Захарова) Методика «Расскажи» (Стребелевой Е.А.) Пересказ прослушанного текста (Фотекова Т.А.) Методика диагностики степени овладения моделирующими перцептивными действиями (Л.А. Венгер) Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет (Т.А. Нежнова).
Особенности сформированности УУД первоклассников: 1. Регулятивные УУД. Оцениваемые компоненты УУД: планирование деятельности, контроль, оценка; познавательные действия – особенности зрительного восприятия, уровня развития пространственных представлений, координации «глаз – рука». Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень СЗУ19% 62% Красноярский район 21% 58% Кошкинский район20% 60% Елховский район--100%
Особенности сформированности УУД первоклассников: 1. Регулятивные УУД. Оцениваемые компоненты УУД: умение осуществлять действие по образцу, умение видеть ошибку и исправлять ее, умение контролировать свою деятельность по результату. СкоростьТочность высока я хороша я средняяслабаякрайне слабая высока я хорош ая средняяслабаякрайне слабая СЗУ16%27%18%27%12%38%18%2,5%9,5%32% Красноярски й район 20%28%12%28%12%40%16%8%36% Кошкинский район -31% 19% 44%31%--25% Елховский район --58%-42%-- -58%
Особенности сформированности УУД первоклассников: 2. Познавательные УУД. Оцениваемые компоненты УУД: умение устанавливать причинно – следственные связи 1 группа2 группа3 группа4 группа СЗУ11%50%23%16% Красноярски й район 8%56%20%16% Кошкинский район -43%38%19% Елховский район 82%-18%-
Особенности сформированности УУД первоклассников: 2. Познавательные УУД. Оцениваемые компоненты УУД: целенаправленность; работоспособность, контроль, коррекция; познавательные действия – сравнение, анализ, синтез, аналогия. Очень высокий хорошийсреднийслабыйОчень слабый СЗУ35%41%18%3% Красноярский район 40%36%16%4% Кошкинский район 20%58%22%-- Елховский район20%58%22%--
Особенности сформированности УУД первоклассников: 3. Личностные УУД. Оцениваемые компоненты УУД: уровень самооценки и притязаний, потребность в социальном признании, мотив социального долга. СамооценкаЗавышеннаяАдекватнаяЗаниженная СЗУ38%6%56% Красноярский район44%4%52% Кошкинский район15% 70% Елховский район15% 70% ЭгоцентризмВысокийАдекватныйНеадекватный СЗУ64% 30% 6% Красноярский район72% 20% 8% Кошкинский район37%63%0 Елховский район37,5%62,5%0
Особенности сформированности УУД первоклассников: 3. Личностные УУД. Оцениваемые компоненты УУД: интерес к новому, положительное отношение к учению, чувство необходимости учения. Мотивация учения Учебно- познавательная смешаннаяигровая СЗУ59%28%13% Красноярский район 60%32%8% Кошкинский район 62%6%32% Елховский район45%33%22%
Особенности сформированности УУД первоклассников: 3. Личностные УУД. Оцениваемые компоненты УУД: уровень тревожности, потребность ребенка в общении с взрослым, со сверстниками, эмоционально - позитивное отношение к процессу сотрудничества. Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень СЗУ19%70%11% Красноярский район20%68%12% Кошкинский район12%82%6% Елховский район30%70%-
Особенности сформированности УУД первоклассников: 4. Коммуникативные УУД. Оцениваемые компоненты УУД: умение владеть вербальными и невербальными средствами общения. 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень СЗУ-10%24%66% Красноярский район4%20%76% Кошкинский район30%32%38% Елховский район2.5%37,5%60%
Особенности сформированности УУД первоклассников: 4. Коммуникативные УУД. Оцениваемые компоненты УУД: умение слушать собеседника, ориентация на партнера по общению, речевое развитие. Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень СЗУ56%41%3 % Красноярский район68%28%4 % Кошкинский район12%88%- Елховский район12,5%87,5%-
Ученик в системе учебно-воспитательного процесса должен занимать место не пассивного объекта, а активного субъекта. Именно в начальной школе проявляются первые способности, склонности, интересы, резервные возможности ребенка, поэтому очень важно именно на этом этапе создать для каждого ребенка ситуацию успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой, необходима положительная эмоциональная оценка любого достижения ученика.