Система мониторинга предмета «Самопознание» Подготовила: психолог гимназии 38 психолог гимназии 38 Пилатова Н.Г.
Мониторинг - это неотъемлемый компонент целостной системы по внедрению предмета «Самопознание» Мониторинг представляет собой систему наблюдений за учебным процессом, ряд исследований на основе которых осуществляется: оценка достижения программных целей результатов обучения предмету «Самопознание»; анализ для постоянного совершенствования педагогического мастерства; прогнозирование изменений личностных качеств учащихся.
Актуальность мониторинга Требования к обязательному (минимальному) уровню подготовки учащихся по предмету «Самопознание» на разных уровнях образования Достижения учащихся со 2 по 11 классы в рамках базового уровня содержания образования оцениваются после каждого полугодия через самооценку и систему творческих заданий. Достижения учащихся оцениваются по системе «зачет/незачет», итоговые оценки выставляются в аттестационных документах основного среднего и общего среднего образования. Информация о достижениях учащихся в текущем учебном процессе и итоговые результаты после каждого учебного года накапливаются в портфолио.
Параметры, которые исследуются в ходе мониторинга учащихся, в основном, следующие: коммуникабельность: доброжелательность; эмпатия; готовность личности к саморазвитию; самооценка.
Диагностический материал (ННПООЦ «Бобек») НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Психологический климат классного коллектива (В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева). Цель: определить психологический климат по трем критериям – эмоциональному, моральному и деятельному. Учебные достижения. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (адаптированный к предмету Самопознание») Цель: определить уровень учебных достижений по самопознанию. Эмоционально-поведенческий аспект. Тест эмпатии для детей и подростков Брайант Цель: исследовать уровень эмпатии (сопереживания).. Коммуникабельность. Тест «Какой я в общении?». Цель: определить уровень общительности.
Диагностический материал СРЕДНЕЕ ЗВЕНО 5-6 классы Психологический климат классного коллектива (В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева). Цель: определить психологический климат по трем критериям – эмоциональному, моральному и деятельному. Коммуникабельность. Тест «Какой я в общении?». Цель: определить уровень общительности. Уровень самооценкиЦель: определить уровень самооценки. Тест эмпатии для детей и подростков Брайант Цель: исследовать уровень эмпатии (сопереживания).
Диагностический материал СРЕДНЕЕ ЗВЕНО 7-8 классы Психологический климат в классе. Экспертная оценка сплоченности учебной группы. Цель: определить групповую сплоченность ученических коллективов. Готовность личности к саморазвитию. Цель: определить готовность личности к саморазвитию и к самопознанию. Диагностика доброжелательности. Цель: определить уровень доброжелательности. Оценка склонности к эмпатии. Цель: исследовать уровень эмпатии (сопереживания). Уровень самооценкиЦель: определить уровень самооценки.
Диагностический материал СТАРШЕЕ ЗВЕНО 9-11 классы Психологический климат классного коллектива. Цель: определить психологический климат по трем критериям – эмоциональному, моральному и деятельному. Оценка социальной зрелостиЦель: исследовать наличие потребности соответствовать социальным нормам. Оценка склонности к эмпатии. Цель: исследовать уровень эмпатии (сопереживания). Определение уровня мотивации достижения целей Цель: определить стремление учащихся к улучшению своих результатов, неудовлетворенность достигнутым. Уровень самооценкиЦель: определить уровень самооценки.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА (В.С.ИВАШКИН, В.В.ОНУФРИЕВА) Шкалы: психологический климат: эмоциональный, моральный, деловой. Назначение теста: методика ориентирована на определение психологического климата по трем критериям – эмоциональному, моральному и деловому. Ход проведения Испытуемым предлагается три вопроса: 1. Всегда ли учащихся вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе? 2. Всегда ли учащиеся вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе? 3. Все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к учебе? Инструкция: «По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой». Всегда волнует – 5. Чаще волнует – 4. Волнует в половине случаев – 3. Чаще не волнует – 2. Совсем не волнует – 1.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА (В.С.ИВАШКИН, В.В.ОНУФРИЕВА) Обработка и интерпретация результатов теста Вычисляется средний балл группы: Х=(А+Б+В)/3П; где А, Б, В – балльные оценки по вопросам; П – число испытуемых Интерпретация результатов теста Х >= 4,5 балла, показатель психологического климата высокий, оценка 3 балла. 3,5 < Х < 4,5 – показатель психологического климата средний, оценка 2 балла. В остальных случаях показатель психологического климата низкий, оценка 1 балл.
ТЕСТ ЭМПАТИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ БРАЙАНТ Эмоционально-поведенческий аспект Назначение теста: предлагаемая ниже методика успешно используется для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Инструкция к тесту: Вам предложен список из 22 утверждений. В случае принятия, согласия с содержанием утверждений необходимо рядом с ее номером поставить знак «+», в случае несогласия с содержанием утверждений - знак «–». Отвечать нужно на все пункты».
Портфолио ученика как вид мониторинга Портфолио ученика: Эффективная форма оценивания ожидаемых результатов обучения. Назначение портфолио - стимулирование познавательной активности и самостоятельности ученика, развитие у него навыков рефлексивно-оценочной деятельности. Портфолио - это совокупность творческих работ учащегося, иллюстрирующая его достижения в процессе самопознания. Творческие работы могут носить индивидуальный, групповой или коллективный характер. Цели введения портфолио: - поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию, - развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьников, содействовать их дальнейшей успешной социализации. Анализ качества портфолио позволяет совершенствовать и развивать образовательный процесс по самопознанию, принимать своевременные решения для повышения эффективности деятельности учителя и учеников на уроке и служит одним из способов оценивания познавательной деятельности учащихся.
Каждый опыт – это урок, Каждая урок – это выигрыш. (Шри Сатья Саи Баба)