« Виды и методы контроля знаний учащихся при изучении истории и обществознания»
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить систему контроля знаний, умений и навыков учащихся. Объект исследования : процесс обучения истории и обществознанию. Предмет исследования : различные формы контроля знаний учащихся по предметам история и обществознание. Задачи: 1) Изучение литературы по проблеме контроля знаний учащихся. 2) Систематизирование накопленных сведений по проблеме контроля знаний учащихся. 3) Анализ результативности применения различных форм контроля по предметам история и обществознание.
1.2.Типы контроля : -внешний -взаимный -самоконтроль Виды контроля: предварительный текущий рубежный(периодический) итоговый Методы контроля: Письменная проверка Тестовый контроль Опрос: - фронтальный -индивидуальный -комбинированный
2.1.Проверка знаний учащихся через систему познавательных заданий. I. Задания на проверку понимания прочитанного: 1) Тест с выбором ответов. 2) Тест с альтернативными ответами. 3) Тест с ограничениями на ответы. 4) Толковый словарь темы. 5) Календарь событий. 6) Синхронистическая таблица. 7) Хронологические задачи. 8) Историческая карта. 9) Простой, или информативный, план параграфа.. 10)Кроссворды, чайнворды, ребусы..
II. Задания на образную реконструкцию исторических фактов: 1) Картинный план. 2) Иллюстрации параграфа. 3) Словесные портреты исторических деятелей. 4) Изложение исторических событий от имени одного из их участников, свидетелей, современников или потомков. 5) Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.
III. Задания на анализ учебного текста, на различение фактов и их авторского толкования: 1) Развернутый, или стереотипный, или смысловой план. 2) Сравнительно-обобщающая таблица. 3) Конкретизирующая таблица. 4) Логическая схема. 5) Познавательные задания на определение авторских подходов к оценке исторических фактов, их сопоставление в вариативных учебниках. IV. Задания на формулирование и аргументацию личных оценочных суждений.
2.2. Тестирование как эффективная форма проверки знаний учащихся. Типология тестовых заданий: К первой группе тестов, названной «тесты специальных способностей и достижений», относятся: 1) задания с несколькими вариантами выбора ответа; 2) альтернативные задания; 3) задания на восстановление соответствия. Ко второй группе тестов «тестов интеллекта» относятся задания на группировку исторической информации, на аналогию, на определение последовательности и на «исключение лишнего». Третья группа тестов тесты со свободными ответами.
Вывод: Работа над проблемой контроля знаний учащихся: изучение литературы по проблеме, обобщение накопленных сведений и систематическое применение в своей педагогической деятельности разнообразных видов форм проверки и контроля знаний и умений учащихся позволила мне достичь хороших результатов: учащиеся ежегодно на хорошем уровне проходят итоговую аттестацию в формате ЕГЭ, занимают призовые места на предметных олимпиадах, принимают участие в мероприятиях по истории и обществознанию.