Б.М.Абушкин, к.псх.н.,доцент,
Варианты психодиагностических подходов (Ю. М. Забродин, 1980, 2000) качественная классификация особенных свойств человека по отношению к достаточно большой (репрезентативной) выборке из популяции; представление реального объекта в многомерном пространстве на основе корреляционных, факторных и регрессионных методов и т. д.; диагностика по эталону, то есть диагностика, которая проводится путем сравнения или отнесения исследуемого объекта к некоторому эталонному.
Существующий диагностический инстументарий (основные группы) Методики, реализующие принципы социологических опросников. Субъективные самоотчеты в виде разного вида личностных опросников. Собственно тесты – тесты исследования интеллекта, способностей, достижений. Проективные техники, методы субъективной семантики и другие специализированные подходы.
Взаимосвязь типов личности по Холанду с профессиональными ориентациями по Климову (выборка 60 учащихся 11 классов) Человек- природа Человек техника Человек- человек Человек- знак Человек- художестве нный образ Реалистичный 7,7%15,4% 38,5%23,1% Интеллектуальный 14,3% 28,6% Социальный 12,5%50,0%37,5% Стандартный 25,0% Предпринимательский 30,0%20,0% 10,0%20,0% Артистический 12,5%50,0%37,5%
Опыт Санкт-Петербургского Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки населения мотивационная сфера клиента – опросник профессиональной готовности, карта интересов, опросники Голланда, Кейрси; личностные особенности клиента – опросники Кеттелла, Айзенка, Кейрси, Hand-тест, тесты Люшера, Розенцвейга, рисуночные задания; интеллект и познавательные способности – тесты Векслера, Амтхауэра, Равена, КОТ, ТОПП; психофизиологические особенности человека – тест Мира Лопеца, теппинг-тест, психофизиологический комплекс.
Диагностические методики не позволяют с достаточной надежностью судить о причинных основах поведения человека вследствие: необоснованного завышения возможностей психодиагностических методов и излишней абсолютизации получаемых с их помощью оценок. «ограниченности» психологических концепций, определяющих содержание конкретных методик; неразработанности подходов к их практическому использованию; неучтенных особенностей самих методик нестабильности получаемых результатов
Работа с современными диагностическими методиками представляет собой в большей мере искусство диагноста, зависящее от его опыта и профессионализма. Важным аспектом является мера и степень ответственности психодиагноста при решении разных задач психодиагностики
Важными направлениями развития диагностической работы (научный аспект) являются : целенаправленная адаптация известных методик (уточнение метрических шкал и валидизация); разработка новых методик (на основе концепций личностного развития в современных условиях) ; разработка современных многомерных компьютеризованных методов анализа (на принципах взаимодополнения).
Важными направлениями развития диагностической работы (организационный аспект) являются: согласованный выбор известных диагностических методик на основе современных концептуальных подходов к развитию личности. проведение диагностики на репрезентативной выборке школьников с целью уточнения метрических шкал методик, определения статистических норм, обеспечения их конструктной валидности. создание оперативно возобновляемых компьютеризированных баз данных по диагностическому инструментарию