Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина синтез его творчества Автор: Щеникова Наталья Сергеевна преподаватель русского языка и литературы Профессиональное училище 38 с. Первомайское Томской области
«Я люблю Россию до боли сердечной» М.Е.Салтыков-Щедрин «Живость боли и непрерывное ее ощущение служили источником живых образов.» М.Е. Салтыков-Щедрин «Я писатель, в этом мое призвание»
Цель урока Раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Выявить почему сказки автор адресовал «для детей изрядного возраста». Выяснить, что сказки Салтыкова-Щедрина- итог всего творческого пути Выяснить основную цель сказок Познакомиться с новыми терминами по теории литературы
Ход урока Причины создание сказок Задачи сказок Особенности Анализ сказки «Дикий помещик» Анализ сказки «Премудрый пескарь»
Сказки Салтыкова-Щедрина- «малая энциклопедия России» Сказки – это итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя.
«Сказки»-это все творчество Щедрина в миниатюре Особенности : фантастика реальность комическое+трагическое гротеск гипербола эзопов язык Задачи: Обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей. СКАЗКИ «Для детей изрядного возраста»
Гротеск Гротеск-изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, правдоподобия и карикатуры
«Дикий помещик» Цель: пробудить самосознание, показать отношения между: помещиками народом ЧЕРТЫ Глупость, жадность, паразитизм. Безропотность, терпение, трудолюбие
«Дикий помещик»
«Премудрый пескарь» Цель: показать, в чем смысл жизни и назначения человека. Судьба пескаря Цель жизни : беречь свою распостылую жизнь Черты: глупость, трусость, беспомощность Итог жизни: «Жил дрожал, и умирал – дрожал»
«Премудрый пескарь»