Закономерности психического развития детей с нарушением слуха
Психическое развитие детей, имеющих нарушения слуха, подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей (Л. С. Выготский).
Общие закономерности характеризуются следующими положениями: Соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития ребенка; Процесс перехода от одной стадии психического развития к другой предполагает глубокое преобразование всех структурных компонентов психики; Неравномерность психического развития детей; Метаморфозы в детском развитии; Развитие высших психических функций.
Соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития ребенка К биологическим факторам относятся особенности развития нервной системы, задатки способностей; Важное значение имеют условия протекания внутриутробного периода; Социальные факторы объединяют все то, что характеризует общество, в котором живет и развивается ребенок.
Процесс перехода от одной стадии психического развития к другой предполагает глубокое преобразование всех структурных компонентов психики Сложная организация во времени: свой ритм, который меняется в разные годы жизни, и свое содержание, которое обусловлено особенностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания ребенка; Психологический возраст - это определенная, качественно своеобразная ступень онтогенеза.
Неравномерность психического развития детей Обусловлена активным созреванием мозга в определенные периоды жизни; Одни психические функции формируются на основе других; По мере продвижения от одного возраста к другому увеличивается сложность межфункциональных связей.
Метаморфозы в детском развитии Развитие - это цепь качественных изменений; Психика ребенка своеобразна на каждом возрастном этапе; Сочетание в этом процессе эволюции и инволюции обуславливает на новом этапе усвоение, преобразование или отмирание того, что было сформировано на предшествующих этапах.
Развитие высших психических функций Высшие психические функции - сложные, системные образования, социальные по своему происхождению; ВПФ формируются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; Прежняя структура психических функций изменяется и они приобретают такие признаки, как опосредованность, осознанность, произвольность.
В психическом развитии детей со всеми типами нарушений можно выделить специфические закономерности (В.И.Лубовский).
Специфические закономерности: Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; Трудность словесного опосредствования; Замедление процесса формирования понятий.
Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации Характерно только для определенного периода онтогенеза; У детей с нарушенным слухом отмечаются в дошкольном и младшем школьном возрасте (до лет); На последующих этапах онтогенеза дети с нарушенным слухом не отстают по этим параметрам от нормально слышащих сверстников.
Трудность словесного опосредования У детей с нарушенным слухом эта закономерность может иметь преходящий характер; Дети учатся пользоваться адекватными приемами осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материала.
Замедление процесса формирования понятий У детей с нарушениями слуха эта закономерность имеет свои временные и структурные особенности проявления; По мере овладения речью глухой ребенок усваивает более точные и обобщенные значения слов, приобретает способность оперировать отвлеченными понятиями.
В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют закономерности, характерные для данного вида нарушения психического развития. (И.М.Соловьев)
Закономерности, характерные для данного вида нарушения: Первая закономерность связана с тем, что необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий; Вторая закономерность - отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды.
Первая закономерность Взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено; Психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными; Компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях; Наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления; Письменная речь в обеих формах - приобретает большую роль по сравнению с устной; Импрессивная форма речи превалирует над экспрессивной.
Вторая закономерность Изменения в темпах психического развития внутренне связаны с отличиями в структуре психики; Различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком возрастают в течение последующего времени; Чем благоприятнее условия, тем раньше возникает поворот в сторону пути слышащего ребенка; тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка; Основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит в создании новых условий для психического развития, изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению.