Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок коррекции Понятие о развитии в специальной психологии.
Advertisements

Психологические особенности мальчиков подростков..
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Феноменология психического развития Теория культурно-исторического развития высших психических функций Возрастная периодизация психического.
Психологические особенности детей дошкольного возраста Психологические особенности детей дошкольного возраста семинар – практикум Подготовила Туренко.
Возрастные особенности детей 6-7 лет Подготовил воспитатель подготовительной к школе группы Маркова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы развития. Периодизация психического развития выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Понятие о дефекте и его структура Выполнил: Зубриянов К.С.
ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. План Проблема компенсации функций. Теория сложной структуры дефекта (по Л.С.Выготскому). Соотношение биологического и.
Возрастные психологические особенности младших школьников Бородавкина Татьяна Григорьевна, доцент кафедры ППОСО ИРООО.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Общие вопросы возрастной психологии.
Теория деятельности Подготовила: Коноваленко Екатерина Жур-Д(б)-3 Российский Государственный Социальный Университет Социально-гуманитарный факультет Кафедра.
Дети младшего школьного возраста (6-10 лет). Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего.
Психология развития и возрастная психология Выполнила студентка 2 курса заочного отделения Е. Б. Мельник.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
«ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ» «ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ» МДОУ «ДЕТСКИЙ САД 9 «ЛАСТОЧКА»
Возрастные особенности детей школьного возраста. Младший школьный возраст.
Работу выполнила студентка 4 курса 42 группы Левина Е.М. Научный руководитель: Митяшина А.А. Семейное воспитание и его влияние на адаптацию к школе детей.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
Транксрипт:

Закономерности психического развития детей с нарушением слуха

Психическое развитие детей, имеющих нарушения слуха, подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей (Л. С. Выготский).

Общие закономерности характеризуются следующими положениями: Соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития ребенка; Процесс перехода от одной стадии психического развития к другой предполагает глубокое преобразование всех структурных компонентов психики; Неравномерность психического развития детей; Метаморфозы в детском развитии; Развитие высших психических функций.

Соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития ребенка К биологическим факторам относятся особенности развития нервной системы, задатки способностей; Важное значение имеют условия протекания внутриутробного периода; Социальные факторы объединяют все то, что характеризует общество, в котором живет и развивается ребенок.

Процесс перехода от одной стадии психического развития к другой предполагает глубокое преобразование всех структурных компонентов психики Сложная организация во времени: свой ритм, который меняется в разные годы жизни, и свое содержание, которое обусловлено особенностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания ребенка; Психологический возраст - это определенная, качественно своеобразная ступень онтогенеза.

Неравномерность психического развития детей Обусловлена активным созреванием мозга в определенные периоды жизни; Одни психические функции формируются на основе других; По мере продвижения от одного возраста к другому увеличивается сложность межфункциональных связей.

Метаморфозы в детском развитии Развитие - это цепь качественных изменений; Психика ребенка своеобразна на каждом возрастном этапе; Сочетание в этом процессе эволюции и инволюции обуславливает на новом этапе усвоение, преобразование или отмирание того, что было сформировано на предшествующих этапах.

Развитие высших психических функций Высшие психические функции - сложные, системные образования, социальные по своему происхождению; ВПФ формируются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; Прежняя структура психических функций изменяется и они приобретают такие признаки, как опосредованность, осознанность, произвольность.

В психическом развитии детей со всеми типами нарушений можно выделить специфические закономерности (В.И.Лубовский).

Специфические закономерности: Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; Трудность словесного опосредствования; Замедление процесса формирования понятий.

Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации Характерно только для определенного периода онтогенеза; У детей с нарушенным слухом отмечаются в дошкольном и младшем школьном возрасте (до лет); На последующих этапах онтогенеза дети с нарушенным слухом не отстают по этим параметрам от нормально слышащих сверстников.

Трудность словесного опосредования У детей с нарушенным слухом эта закономерность может иметь преходящий характер; Дети учатся пользоваться адекватными приемами осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материала.

Замедление процесса формирования понятий У детей с нарушениями слуха эта закономерность имеет свои временные и структурные особенности проявления; По мере овладения речью глухой ребенок усваивает более точные и обобщенные значения слов, приобретает способность оперировать отвлеченными понятиями.

В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют закономерности, характерные для данного вида нарушения психического развития. (И.М.Соловьев)

Закономерности, характерные для данного вида нарушения: Первая закономерность связана с тем, что необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий; Вторая закономерность - отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды.

Первая закономерность Взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено; Психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными; Компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях; Наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления; Письменная речь в обеих формах - приобретает большую роль по сравнению с устной; Импрессивная форма речи превалирует над экспрессивной.

Вторая закономерность Изменения в темпах психического развития внутренне связаны с отличиями в структуре психики; Различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком возрастают в течение последующего времени; Чем благоприятнее условия, тем раньше возникает поворот в сторону пути слышащего ребенка; тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка; Основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит в создании новых условий для психического развития, изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению.