Выполнила: учитель истории государственного учреждения образования «Средняя школа 2 г. Минска» Гапеева Марина Юрьевна Тел , Республика Беларусь, г.Минск, проспект Пушкина, д.3, кв.138
Цель учебного занятия На основе анализа фактов подвести учащихся к пониманию того, что причиной войны стал "Передел мира", а также накопившиеся напряжённости в отношениях стран Европы. На основе анализа фактов подвести учащихся к пониманию того, что причиной войны стал "Передел мира", а также накопившиеся напряжённости в отношениях стран Европы.
Образовательные задачи учебного занятия Раскрыть причины и предпосылки Первой мировой войны; Раскрыть причины и предпосылки Первой мировой войны; Охарактеризовать цели и задачи участников войны; Охарактеризовать цели и задачи участников войны; Дать характеристику основным этапам войны; Дать характеристику основным этапам войны; Определить особенности Первой мировой войны; Определить особенности Первой мировой войны; Охарактеризовать итоги Первой мировой войны. Охарактеризовать итоги Первой мировой войны.
Развивающие задачи учебного занятия Развивать способность к анализу на основе фактов; Развивать способность к анализу на основе фактов; Развивать умение обобщать и давать собственную оценку событиям; Развивать умение обобщать и давать собственную оценку событиям; Способствовать формированию навыков работать с раздаточным материалом; Способствовать формированию навыков работать с раздаточным материалом; Развивать умение грамотно, чётко и точно выражать мысли. Развивать умение грамотно, чётко и точно выражать мысли.
Воспитательные задачи учебного занятия Формирование негативного отношения к силовому решению конфликтов; Формирование негативного отношения к силовому решению конфликтов; Способствовать убежденности, что каждое действие имеет свои последствия; Способствовать убежденности, что каждое действие имеет свои последствия; Воспитание гражданственности и патриотизма. Воспитание гражданственности и патриотизма.
Методическая цель: Использование информационно-компьютерных технологий при подготовке и проведении учебных занятий. Методическая цель: Использование информационно-компьютерных технологий при подготовке и проведении учебных занятий. Тип занятия: изучение нового материала. Тип занятия: изучение нового материала. Основные понятия: Тройственный союз, Антанта, гонка вооружений. Основные понятия: Тройственный союз, Антанта, гонка вооружений. Метод обучения: словесный, наглядный, практический. Метод обучения: словесный, наглядный, практический. Форма организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, парная. Форма организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, парная. МТО: карта "Первая мировая война, дидактический раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, экран. МТО: карта "Первая мировая война, дидактический раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, экран. Программное обеспечение: Microsof Power Point. Программное обеспечение: Microsof Power Point.
Структура учебного занятия Организационный момент. Организационный момент. Сообщение темы, целевая установка на выполнение заданий. Сообщение темы, целевая установка на выполнение заданий. Изучение нового материала. Изучение нового материала. Первичная проверка усвоения знаний. Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Первичное закрепление знаний. Подведение итогов занятия. Подведение итогов занятия. Информация о домашнем задании. Информация о домашнем задании. Рефлексия. Рефлексия.
Задание на учебное занятие Вам предстоит узнать: Вам предстоит узнать: причины и предпосылки Первой мировой войны; причины и предпосылки Первой мировой войны; цели и задачи участников войны; цели и задачи участников войны; основные этапы войны; основные этапы войны; характер Первой мировой войны; характер Первой мировой войны; итоги Первой мировой войны. итоги Первой мировой войны.
План учебного занятия 1. Предпосылки войны. 2. План «Шлиффена». 3. Переход к позиционной войне. соотношения сил. 6. Капитуляция стран Четверного блока. 7. Компьенское перемирие 11 ноября 1918 г. 8. Итоги войны.
Сгруппируйте страны по двум военно-политическим блокам Россия Германия Франция Австро-Венгрия Англия Италия Антанта Тройственный союз
Германия стремилась захватить новые колонии, покончить с господством Англии на море, осуществить широкомасштабное расширение своей территории за счет Франции, России, Бельгии. Австро-Венгрия рассчитывала захватить Сербию, часть польских территорий. Турция намеревалась усилить свое присутствие на Кавказе и возвратить Крым под свой протекторат. Англия хотела ослабить Германию, захватить ее колонии, лишить флота и возможности экономического соперничества, а также закончить раздел владений Османской империи. Франция стремилась уничтожить своего давнего противника Германию, отомстить за национальное унижение 1871 г., вернуть Эльзас и Лотарингию, а также отторгнуть у Германии левый берег Рейна и угольные богатства Саарской области. Россия ставила цель усиления своего влияния на Балканах и получение контроля над черноморскими проливами, а также рассчитывала приобрести новые территории за счет Австро-Венгрии. Япония хотела упрочить свои позиции в Китае и на Тихом океане. Цели стран-участниц
1. Начало войны. Поводом к началу 1-й мировой войны стало убийство наследника австрийского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда. Гавриил Принцип мстил австрийцам за захват Боснии на которую претендовала и Сербия. Австро-Венгрия выдвинула ультиматум. Сербы согласились с 8 пунктами из 10, но Авст- рия, под давлением Германии, начала войну против Сербии. Поводом к началу 1-й мировой войны стало убийство наследника австрийского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда. Гавриил Принцип мстил австрийцам за захват Боснии на которую претендовала и Сербия. Австро-Венгрия выдвинула ультиматум. Сербы согласились с 8 пунктами из 10, но Авст- рия, под давлением Германии, начала войну против Сербии. Убийство Эрцгерцога Франца- Фердинанда.
1. Начало войны. Россия, союзница Сербии, начала мобилизацию.1 августа Германия объявила ей войну, а 3 августа и Франции. 4 августа Англия объявила войну Германии. Италия в войну не вступила, а Япония присоединилась к Антанте. Германский военный план «Шлиффена» предусма- тривал сначала разгром Франции, а затем России. Оккупировав Бельгию германские войска вторглись на территорию Северной Франции и стали быстро продвигаться к Парижу. Военно- политические блоки в начале 20 века. Военно- политические блоки в начале 20 века.
2. Первый год войны Боевые действия на Западном фронте Боевые действия на Западном фронте В боевые действия оказались вовлечены миллионы солдат. В сентябре немцы, развивая наступление во Франции форсировали р.Марна и вышли на направление прямого удара по Парижу. Франция оказалась на грани поражения. В боевые действия оказались вовлечены миллионы солдат. В сентябре немцы, развивая наступление во Франции форсировали р.Марна и вышли на направление прямого удара по Парижу. Франция оказалась на грани поражения.
2. Первый год войны По просьбе французских властей к концу сентября Россия, не дожидаясь окончания мобилизации начала наступление в Восточной Пруссии и одержала победу под Гумбинненом. Немцы перебросили часть войск из Франции на Восток, тем самым Париж был спасен. Вскоре Русская армия начала наступление на Юго- Западном фронте. Немцы помогли австрийцам, но план «Шлиффена» провалился. По просьбе французских властей к концу сентября Россия, не дожидаясь окончания мобилизации начала наступление в Восточной Пруссии и одержала победу под Гумбинненом. Немцы перебросили часть войск из Франции на Восток, тем самым Париж был спасен. Вскоре Русская армия начала наступление на Юго- Западном фронте. Немцы помогли австрийцам, но план «Шлиффена» провалился. Наступление Наступление Русской армии в 1914 году.
2. Первый год войны Антанта начала морскую блокаду Германии. Германия же, блокированная британским флотом, в ответ начала подводную войну. В 1915 г. был потоплен американский пассажирский корабль «Луизитания» и только после ультиматума США Германия приостановила подводную войну. Антанта начала морскую блокаду Германии. Германия же, блокированная британским флотом, в ответ начала подводную войну. В 1915 г. был потоплен американский пассажирский корабль «Луизитания» и только после ультиматума США Германия приостановила подводную войну. В конце 1914 г. к Германии присоединилась Турция. В конце 1914 г. к Германии присоединилась Турция. Тройственный союз, пытаясь прекратить войну на 2 фронта, ударил в 1915 г. по России и его армии прорвали фронт. Россия оказалась не готовой к войне. Тройственный союз, пытаясь прекратить войну на 2 фронта, ударил в 1915 г. по России и его армии прорвали фронт. Россия оказалась не готовой к войне. Отправканемецкихсолдат на фронт.
3. Переход к позиционной войне Отступая с большими потерями, русские смогли летом 1915 г. стабилизировать фронт по линии Двинск– Паставы–Барановичи– Пинск, но Польша, Галиция и Литва были потеряны. Боевые действия перешли в стадию позиционной войны. Отступая с большими потерями, русские смогли летом 1915 г. стабилизировать фронт по линии Двинск– Паставы–Барановичи– Пинск, но Польша, Галиция и Литва были потеряны. Боевые действия перешли в стадию позиционной войны. «Окопная» война.
3. Переход к позиционной войне Английский Английский танк времен 1 мировой войны. войны. Ситуация не изменилась даже после вступления в войну Болгарии на стороне Тройственного союза. А вскоре Италия присоединилась к Антанте. Ситуация не изменилась даже после вступления в войну Болгарии на стороне Тройственного союза. А вскоре Италия присоединилась к Антанте. В 1916 г.немцы начали наступление под Верденом. В результате изнурительных боёв, получивших название «Верденской мясорубки» ни одна сторона успеха не добилась. Попытка прорвать англо-французскими войсками оборону противника на р.Сомме увенчалась тем же результатом. В 1916 г.немцы начали наступление под Верденом. В результате изнурительных боёв, получивших название «Верденской мясорубки» ни одна сторона успеха не добилась. Попытка прорвать англо-французскими войсками оборону противника на р.Сомме увенчалась тем же результатом.
4. Борьба на истощение Стало ясно, что войну выиграет не фронт, а тыл. Стало ясно, что войну выиграет не фронт, а тыл. Уже не храбрость солдат, а огневая мощь решает исход сражений. Экономика воюющих стран перешла на выпуск военной продукции. Уже не храбрость солдат, а огневая мощь решает исход сражений. Экономика воюющих стран перешла на выпуск военной продукции. Военный завод Военный завод в Англии
5. Изменение соотношения сил В апреле 1917 г. воспользовавшись возобнов- лением подводной войны в войну вступили США. Их экономический потенциал был огро-мен. И стал решающим фактором в победе Антанты. В апреле 1917 г. воспользовавшись возобнов- лением подводной войны в войну вступили США. Их экономический потенциал был огро-мен. И стал решающим фактором в победе Антанты. Но после революций 1917 г. Россия заключила с немцами сепаратный мир и вышла из войны, что облегчило положение Германии. Но после революций 1917 г. Россия заключила с немцами сепаратный мир и вышла из войны, что облегчило положение Германии. Спасательный круг Спасательный круг с «Луизитании», потопленнойнемцами.
5. Изменение соотношения сил Летом 1916 г. в войне наметился перелом. Летом 1916 г. в войне наметился перелом. Антанта предприняла одновременное наступление на Западе и на Востоке. Генерал Брусилов начал наступление на Юго- Западном Фронте. В результате «Брусиловского прорыва» русская армия продвинулась на 340 км, и немцам пришлось спасать союзников, сняв ряд частей. Но успех Брусилова не был поддержан на других фронтах и он отступил. Антанта предприняла одновременное наступление на Западе и на Востоке. Генерал Брусилов начал наступление на Юго- Западном Фронте. В результате «Брусиловского прорыва» русская армия продвинулась на 340 км, и немцам пришлось спасать союзников, сняв ряд частей. Но успех Брусилова не был поддержан на других фронтах и он отступил. Русский генерал Русский генералА.А.Брусилов
6. Капитуляция стран Четверного блока У немцев оставался единственный шанс- перебросить войска на Западный фронт. В 1918 г. они предприняли здесь 5 наступлений но израсходовав свои силы успеха не добились. У немцев оставался единственный шанс- перебросить войска на Западный фронт. В 1918 г. они предприняли здесь 5 наступлений но израсходовав свои силы успеха не добились. В сентябре Антанта начала наступление, Германия переходит к тотальной обороне и 11 ноября 1918 г. в Компьенском Лесу была подписана капитуляция Германии. В этот день по всей линии фронта были прекращены военные действия, а в 11 часов по Гринвичу в столицах стран Антанты прогремел 101 орудийный залп. Великая бойня, продолжавшаяся 4 года, 3 месяца и 10 дней, окончилась. В сентябре Антанта начала наступление, Германия переходит к тотальной обороне и 11 ноября 1918 г. в Компьенском Лесу была подписана капитуляция Германии. В этот день по всей линии фронта были прекращены военные действия, а в 11 часов по Гринвичу в столицах стран Антанты прогремел 101 орудийный залп. Великая бойня, продолжавшаяся 4 года, 3 месяца и 10 дней, окончилась. Солдатское Солдатскоекладбище под Парижем
7. Компьенское перемирие 11 ноября 1918 г 1. Прекращение военных действий. 2. Эльзас и Лотарингия передаются Франции. 3. Разоружение немецких войск, конфискация подводных лодок. 4. Германия теряла порты и флот на Черном море. и флот на Черном море июня 1919 г. Подписан Версальский мир. мир.
8. Итоги войны 1. Распад империи Романовых, Габсбургов, Гогецоллернов и турецких султанов. 2. Возникновение новых государств: Советская Россия, Финляндия, Польша, Венгрия. Австрия, Чехославакия, Югославия, страны Прибалтики. 3. США стали играть ведущую роль в мире. 4. Но сохраняются основные противоречия на международной арене, которые приведут к новой мировой войне.
Первичная проверка знаний На партах лежат тексты, в которых допущены исторические ошибки. На партах лежат тексты, в которых допущены исторические ошибки. Задача учащихся найти их. Задача учащихся найти их. Далее следует проверка текста, в котором допущены исторические ошибки, с исправлениями. Далее следует проверка текста, в котором допущены исторические ошибки, с исправлениями.
Текст: Текст: … Непосредственным поводом начала войны стало убийство в Париже (Сараево) наследника Германского (Австро-Венгерского) престола Франца Фердинанда. Он пал от рук члена молодежной (подпольной) организации Млада Босна. Это произошло 28 июля 1915 г. ( июня 1914) … Непосредственным поводом начала войны стало убийство в Париже (Сараево) наследника Германского (Австро-Венгерского) престола Франца Фердинанда. Он пал от рук члена молодежной (подпольной) организации Млада Босна. Это произошло 28 июля 1915 г. ( июня 1914) … Ровно через месяц после убийства наследника Австро-Венгрия объявила войну Боснии (Сербии), в России началась мобилизация из-за чего 1 августа Австро-Венгрия (Германия) объявила ей войну. Германия начала наступление на Францию (Бельгию), планируя пройти ее демаршем. Постепенно в войну было втянуто 32 (38) государства, при чем для всех (не для всех) война носила захватнический характер, исключение составили Россия и Сербия(Франция). План «Шлиффена» предусматривал «затяжную(молниеносную) войну» сначала разгром Франции, а затем и России. Так и не завоевав (оккупировав) Бельгию германские войска вторглись на территорию Северной Франции и стали быстро продвигаться к Парижу. … Ровно через месяц после убийства наследника Австро-Венгрия объявила войну Боснии (Сербии), в России началась мобилизация из-за чего 1 августа Австро-Венгрия (Германия) объявила ей войну. Германия начала наступление на Францию (Бельгию), планируя пройти ее демаршем. Постепенно в войну было втянуто 32 (38) государства, при чем для всех (не для всех) война носила захватнический характер, исключение составили Россия и Сербия(Франция). План «Шлиффена» предусматривал «затяжную(молниеносную) войну» сначала разгром Франции, а затем и России. Так и не завоевав (оккупировав) Бельгию германские войска вторглись на территорию Северной Франции и стали быстро продвигаться к Парижу. По просьбе французских властей в конце сентября Россия, не дожидаясь окончания мобилизации, начала наступление в Вост. Пруссии и проиграла (одержала победу) под Гумбинненом. Немцы перебросили часть войск из Франции на Восток, тем самым Париж был спасен. По просьбе французских властей в конце сентября Россия, не дожидаясь окончания мобилизации, начала наступление в Вост. Пруссии и проиграла (одержала победу) под Гумбинненом. Немцы перебросили часть войск из Франции на Восток, тем самым Париж был спасен. Германия (Антанта) начала морскую блокаду Антанты (Германии). В 1915 г. был потоплен американский военный (пассажирский) корабль «Луизитания» и только после ультиматума США Германия приостановила подводную войну. Германия (Антанта) начала морскую блокаду Антанты (Германии). В 1915 г. был потоплен американский военный (пассажирский) корабль «Луизитания» и только после ультиматума США Германия приостановила подводную войну. В 1916 г. немцы начали наступление под Верденом. В результате изнурительных боёв, получивших название «Верденской мясорубки», победу одержала Германия (ни одна сторона успеха не добилась). В 1916 г. немцы начали наступление под Верденом. В результате изнурительных боёв, получивших название «Верденской мясорубки», победу одержала Германия (ни одна сторона успеха не добилась). … Зачастую уже не огневая мощь (храбрость солдат), а храбрость солдат (огневая мощь) решает исход сражений. Применение тяжёлых орудий, пулемётов, танков, самолётов и подводных лодок, до невероятного уменьшало (увеличивало) количество убитых и раненых. Экономика воюющих стран работала только на тыл (войну). В апреле 1918(1917) г. воспользовавшись возобновлением подводной войны, в войну вступили США. Их экономический потенциал был огромен. Но не был (стал) решающим фактором в победе Антанты. … Зачастую уже не огневая мощь (храбрость солдат), а храбрость солдат (огневая мощь) решает исход сражений. Применение тяжёлых орудий, пулемётов, танков, самолётов и подводных лодок, до невероятного уменьшало (увеличивало) количество убитых и раненых. Экономика воюющих стран работала только на тыл (войну). В апреле 1918(1917) г. воспользовавшись возобновлением подводной войны, в войну вступили США. Их экономический потенциал был огромен. Но не был (стал) решающим фактором в победе Антанты. Но после революций 1917 г. большевицкая Россия заключила с турками (немцами) сепаратный мир и вышла из войны, что облегчило положение Германии. Но после революций 1917 г. большевицкая Россия заключила с турками (немцами) сепаратный мир и вышла из войны, что облегчило положение Германии. У немцев оставался единственный шанс–перебросить войска на Восточный (Западный) фронт…) 11 ноября 1917 (1918) г. в Компьенском Лесу была подписана капитуляция Германии. У немцев оставался единственный шанс–перебросить войска на Восточный (Западный) фронт…) 11 ноября 1917 (1918) г. в Компьенском Лесу была подписана капитуляция Германии.
Подведение итогов учебного занятия Войны бывают разные: локальные и мировые, справедливые и захватнические, освободительные и колониальные, но во всех войнах погибают люди. Ломаются судьбы, рушатся созданные моральные и материальные ценности, гибнут даже царские династии и целые империи, как в этой войне. Поэтому лучший способ реагировать на войну – это стараться не допустить ее. Войны бывают разные: локальные и мировые, справедливые и захватнические, освободительные и колониальные, но во всех войнах погибают люди. Ломаются судьбы, рушатся созданные моральные и материальные ценности, гибнут даже царские династии и целые империи, как в этой войне. Поэтому лучший способ реагировать на войну – это стараться не допустить ее. Задание на дом. Задание на дом. Рефлексия. Рефлексия.