Об особенностях формирования федерального перечня на 2014/2015 учебный год и обеспечении учебниками в 2014 году Министерство образования и науки Республики Татарстан 1 Морозова А.Р., начальник отдела межрегионального сотрудничества, учебно-методического сопровождения образовательного процесса Управления национального образования
Министерство образования и науки Республики Татарстан 2 Нормативные документы, регулирующие обеспечение образовательных организаций учебниками и учебно-методической литературой 1. Закон Российской Федерации от г. 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 8 ч.10, ст. 14. Язык образования, ст. 18 Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, ст.28 Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации, п.п Приказ МОиН РФ от г «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию …» 3. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию …» (выйдет 1 апреля т.г.) 4. Письмо МОиН РФ от г. ИР-1068/08 «О недопущении на региональном уровне сокращения выбора наименований учебников из федерального перечня учебников» 5. Постановление КМ РТ от г «Об утверждении Порядка обеспечения в РТ муниципальных и государственных ОО РТ учебниками и учебными пособиями …»
Министерство образования и науки Республики Татарстан 3 Особенности федерального перечня на 2014/2015 учебный год: состоит только из рекомендованных учебников, соответствующих ФГОС. списка допущенных учебников и учебников, соответствующих ФК в нем не будет. В ФП на 2014/2015 год вероятно не войдут некоторые учебники, которые широко используются в школах республики. По итогам заседания Научно-методического совета Минобрнауки России (по предварительной информации) в федеральный перечень не войдут учебники следующих издательств: 1. ИД «Федоров» (Система Занкова) 2. Баласс (УМК «Школа 2100») 3. Ювента (Петерсон) 4. Титул (линии Кауфман и Биболетовой) 5. Мнемозина (большая часть учебников) 6. Русское слово ( частично)
Министерство образования и науки Республики Татарстан Структура федерального перечня учебников Федеральный перечень учебников состоит из 3-х частей: 1 часть - учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы; 2 часть - учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений; 3 часть - учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке. Каждая часть состоит из 3 разделов: начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование. Разделы состоят из подразделов по наименованию предметных областей. 4
Министерство образования и науки Республики Татарстан 5 Заказ отделов (управлений) образования муниципальных районов республики на учебники федерального перечня будет уточняться и корректироваться в соответствии с федеральным перечнем на 2014/2015 учебный год. Проект ФП на 2014/2015 учебный год ожидается к 3-ей декаде марта, утвержденный перечень должен выйти 1 апреля т.г. Министерством планируются закупки учебников: 1. По всем предметам БУП для учащихся 4 класса полностью, за вычетом количества учебников, закупленных в 2013 году для опережающего введения ФГОС 2. Для 5, 6, 7 классов для продолжения ФГОС (частично по контингенту учащихся, участвующих в опережающем введении ФГОС) 3. Для остальных классов - частично для обеспечения острой потребности в недостающих учебниках (по конкретным предметам информация в муниципальных районах есть)
Министерство образования и науки Республики Татарстан 6 Для полного обеспечения в 2014/2015 учебном году учебной литературой необходимо: 1. Использовать все имеющиеся в фондах школьных библиотек учебники, закупленные ранее, соответствующие действующим стандартам, независимо какого они автора и издательства. 2. Организовать в районе работу по обмену и перераспределению имеющихся фондов учебников в соответствии с новым порядком формирования федерального перечня. Учебники, соответствующие ФК (стандарты 1-го поколения) передать одним школам, для обеспечения недостающим количеством по контингенту обучающихся. Для передающих организаций (желательно это гимназии, лицеи, ОО с углубленным изучением отдельных предметов) сделать заказ на недостающие учебники в соответствии с ФГОС. Это позволит экономно расходовать бюджетные средства и полнее обеспечить учебниками. 3. Организовать обмен излишками между муниципальными районами через информационную систему ЭФУЛ с учетом недостающих учебников по ФК и закупки новых. 4. Соответственно в мае фонды должны быть скорректированы с учетом имеющихся и перераспределенных учебников, так, чтобы 1 сентября не стоял вопрос по поиску недостающих учебников и обмену излишками.
Министерство образования и науки Республики Татарстан 7 Заказ отделов (управлений) образования муниципальных районов республики на учебники регионального списка на 2014/2015 учебный год. Все учебники используемые в образовательных организациях республики для начальной школы издательств «Татармультфильм», «Татарское книжное издательство» и «Магариф–Вакыт» войдут в ФП на 2014/2015 учебный год. Министерством планируются закупки учебников по татарскому языку и литературе: 1. Для учащихся 4 класса для ОО с татарским и русским языками обучения. 2. Для 6, 7 классов новые учебники по татарскому языку и литературе в соответствии с ФГОС ( для 5 класса закупки произведены в 2011 году, замена этих учебников планируется в 2015/2016 учебном году) 3. Перевод учебников на татарский язык будет осуществляться в соответствии с ФП на 2014/2015 год с учетом имеющихся в республике фондов переводных учебников. Заказ собран, будет скорректирован в рабочем порядке.
Министерство образования и науки Республики Татарстан 8 Рекомендации по устранению недочетов и нарушений в подведомственных учреждениях: 1. Рассмотреть вопрос обеспеченности учебниками в мае на итоговых классных и родительских собраниях, довести информацию до каждого родителя; 2. В каждой образовательной организации на информационных стендах поместить информацию, нормативные документы и локальные акты, регламентирующие вопросы обеспечения учащихся учебной литературой, правила пользования бесплатными учебниками. 3. Категорически запретить учителям, а также родительским комитетам сбор денежных средств на учебники и рабочие тетради в школах.
Министерство образования и науки Республики Татарстан 9 Об апробации электронных учебников издательства «Дрофа» 1. В соответствии с перечнем поручений Премьер-министра Республики Татарстан И.Ш. Халикова от г. ИХ «Об организации сотрудничества с издательством «Дрофа» Министерство образования и науки Республики Татарстан совместно с издательством «Дрофа» разработана Дорожная карта пилотного проекта по апробации электронных учебников по химии для 8 кл., биологии для 5 и 10 классов. 2. Образовательным организациям республики, участвующим в апробации электронных учебников, направлены методические пособия по химии для 8-9 классов, биологии для 5-9 и классов к учебникам-навигаторам издательства Дрофа. 3. В марте месяце т.г. (ориентировочно и 27.03) запланировано проведение вебинара и семинара на тему «Внедрение в образовательный процесс электронных учебников: условия и особенности их использования. Техническое и методическое сопровождение проекта». Дополнительная информация по вебинару будет направлена в ближайшее время. 4.Школы, участвующие в апробации, будут обеспечены бесплатными учебниками по обозначенным предметам. При корректировке заказа это необходимо также учесть.