А. С. Пушкин
Происхождение Александра Сергеевича Пушкина идёт от разветвлённого нетитулованного дворянского рода Пушкиных, восходившего по генеалогической легенде к « мужу честну » Ратше, современнику Александра Невского [5]. Пушкин неоднократно писал о своей родословной в стихах и прозе ; он видел в своих предках образец древнего рода, истинной « аристократии », честно служившего отечеству, но не снискавшего благосклонности правителей и « гонимого ». Не раз он обращался ( в том числе в художественной форме ) и к образу своего прадеда по матери африканца Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником Петра I, а потом военным инженером и генералом [6]. Дед по отцу Лев Александрович артиллерии полковник, гвардии капитан. Отец Сергей Львович Пушкин ( ), светский острослов и поэт - любитель. Мать Пушкина Надежда Осиповна ( ), внучка Ганнибала. Дядя по отцу, Василий Львович ( ), был известным поэтом круга Карамзина. Из детей Сергея Львовича и Надежды Осиповны, кроме Александра, выжили дочь Ольга ( в замужестве Павлищева, ) и сын Лев ( )[7]:28 29[8].
Пушкин родился 26 мая (6 июня ) 1799 г. в Москве. В метрической книге церкви Богоявления в Елохове ( сейчас на её месте находится Богоявленский собор в Елохове ) на дату 8 июня 1799 г., в числе прочих, приходится такая запись : « Мая 27. Во дворе колежского регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца его Моёра Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещён июня 8 дня. Восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина [9]:6» Летние месяцы будущий поэт обычно проводил у своей бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал ( , урождённой Пушкиной [10], из другой ветви рода ), в подмосковном селе Захарове, близ Звенигорода. Ранние детские впечатления отразились в первых опытах пушкинских поэм, написанных несколько позже (« Монах », 1813; « Бова », 1814), в лицейских стихотворениях « Послание к Юдину » (1815), « Сон » (1816). Бабушка писала о своём внуке следующее : « Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком ; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что ничем его не уймёшь : из одной крайности в другую бросается, нет у него середины [9]:4
Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском лицее, открытом 19 октября 1811 года. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта [11]. В лицейский период Пушкиным было создано много стихотворных произведений. Его вдохновляли французские поэты XVIIXVIII веков, с творчеством которых он познакомился в детстве, читая книги из библиотеки отца. Любимыми авторами молодого Пушкина были Вольтер и Парни. В его ранней лирике соединились традиции французского и русского классицизма. Учителями Пушкина - поэта стали Батюшков, признанный мастер « лёгкой поэзии », и Жуковский, глава отечественного романтизма. Пушкинская лирика периода годов пронизана мотивами быстротечности жизни, которая диктовала жажду наслаждения радостями бытия. С 1816 года, вслед за Жуковским, он обращается к элегиям, где развивает характерные для этого жанра мотивы : неразделённой любви, ухода молодости, угасания души. Лирика Пушкина ещё подражательна, полна литературных условностей и штампов, тем не менее уже тогда начинающий поэт выбирает свой, особый путь [12]. Не замыкаясь на поэзии камерной, Пушкин обращался к темам более сложным, общественно - значимым. « Воспоминания в Царском Селе » (1814), заслужившие одобрение Державина, в начале 1815 года Пушкин читал стихотворение в его присутствии, посвящено событиям Отечественной войны 1812 года [13]. Стихотворение было опубликовано в 1815 году в журнале « Российский музеум » за полной подписью автора. А в пушкинском послании « Лицинию » критически изображена современная жизнь России, где в образе « любимца деспота » выведен Аракчеев. Уже в начале своего творческого пути он проявлял интерес к русским писателям - сатирикам прошлого века. Влияние Фонвизина чувствуется в сатирической поэме Пушкина « Тень Фонвизина » (1815); с творчеством Радищева связаны « Бова » (1814) и « Безверие »[14]. Надежда Осиповна Ганнибал Юность
В июле 1814 года Пушкин впервые выступил в печати в издававшемся в Москве журнале « Вестник Европы ». В тринадцатом номере было напечатано стихотворение « К другу - стихотворцу », подписанное псевдонимом Александр Н. к. ш. п.[K 2][9]:60. Ещё будучи воспитанником Лицея, Пушкин вошёл в литературное общество « Арзамас », выступавшее против рутины и архаики в литературном деле, и принял действенное участие в полемике с объединением « Беседа любителей русского слова », отстаивавшим каноны классицизма прошлого века. Привлечённый творчеством наиболее ярких представителей нового литературного направления, Пушкин испытывал в то время сильное влияние поэзии Батюшкова, Жуковского, Давыдова [15]. Последний поначалу импонировал Пушкину темой бравого вояки, а после тем, что сам поэт называл « кручением стиха » резкими сменами настроения, экспрессией, неожиданным соединением образов. Позднее Пушкин говорил, что, подражая в молодости Давыдову, « усвоил себе его манеру навсегда »
Молодость Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе. Картина И. Репина (1911) Из лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 года в чине коллежского секретаря (10- го класса, по табели о рангах ) и определён в Коллегию иностранных дел. Он становится постоянным посетителем театра, принимает участие в заседаниях « Арзамаса » ( принят он был туда заочно, ещё будучи учеником Лицея )[17], в 1819 году вступает в члены литературно - театрального сообщества « Зелёная лампа », которым руководит « Союз благоденствия » ( см. Декабристы )[18]. Не участвуя в деятельности первых тайных организаций, Пушкин тем не менее связан дружескими узами со многими активными членами декабристских обществ, пишет политические эпиграммы и стихи « К Чаадаеву » (« Любви, надежды, тихой славы …», 1818), « Вольность » (1818), « Н. Я. Плюсковой » (1818), « Деревня » (1819), распространявшиеся в списках. В эти годы он занят работой над поэмой « Руслан и Людмила », начатой в Лицее и отвечавшей программным установкам литературного общества « Арзамас » о необходимости создания национальной богатырской поэмы. Поэма опубликована в мае 1820 года ( по спискам была известна ранее ) и вызвала различные, не всегда благожелательные, отклики. Уже после высылки Пушкина вокруг поэмы разгорелись споры [19]. Некоторые критики были возмущены снижением высокого канона. Смешение в « Руслане и Людмиле » русско - французских приёмов словесного выражения с просторечием и фольклорной стилистикой вызвало упрёки и со стороны защитников демократической народности в литературе. Такие нарекания содержало письмо Д. Зыкова, литературного последователя Катенина, опубликованное в « Сыне отечества »
На юге ( ) Весной 1820 года Пушкина вызвали к военному генерал - губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу для объяснения по поводу содержания его стихотворений ( в том числе эпиграмм на Аракчеева, архимандрита Фотия и самого Александра I), несовместимых со статусом государственного чиновника. Шла речь о его высылке в Сибирь или заточении в Соловецкий монастырь. Лишь благодаря хлопотам друзей, прежде всего Карамзина, удалось добиться смягчения наказания. Его перевели из столицы на юг в кишинёвскую канцелярию И. Н. Инзова По пути к новому месту службы Александр Сергеевич заболевает воспалением лёгких, искупавшись в Днепре. Для поправления здоровья Раевские вывозят в конце мая 1820 года больного поэта с собой на Кавказ и в Крым [23]. По дороге семья Раевских и А. С. Пушкин останавливаются в г. Таганроге, в бывшем доме градоначальника П. А. Папкова ( ул. Греческая, 40)
Пушкин чувствует необходимость житейских перемен. В 1830 году повторное его сватовство к Наталье Николаевне Гончаровой было принято, и осенью он отправляется в нижегородское имение своего отца Болдино для вступления во владение близлежащей деревней Кистенево, подаренной отцом к свадьбе. Холерные карантины задержали поэта на три месяца, и этой поре было суждено стать знаменитой Болдинской осенью, наивысшей точкой пушкинского творчества, когда из - под его пера вылилась целая библиотека произведений : « Повести покойного Ивана Петровича Белкина » (« Повести Белкина »), « Опыт драматических изучений » (« Маленькие трагедии »), последние главы « Евгения Онегина », « Домик в Коломне », « История села Горюхина », « Сказка о попе и о работнике его Балде », несколько набросков критических статей и около 30 стихотворений. Среди болдинских произведений, словно нарочито непохожих одно на другое по жанру и тональности, особенно контрастируют друг с другом два цикла : прозаический и драматический. Это два полюса его творчества, к которым тяготеют остальные произведения, написанные в три осенних месяца Стихотворные произведения этого периода представляют всё разнообразие жанров и охватывают широкий круг тем. Одно из них « Румяный критик мой …» перекликается с « Историей села Горюхина » и настолько далеко от идеализации деревенской действительности, что было впервые опубликовано лишь в посмертном собрании сочинений под изменённым названием (« Каприз »)[49]. Болдино
« Повести Белкина » явились первым из дошедших до нас завершённым произведением пушкинской прозы, опыты к созданию которой предпринимались им неоднократно. В 1821 году он сформулировал основной закон своего прозаического повествования : « Точность и краткость вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей без них блестящие выражения ни к чему не служат ». Эти повести также своеобразные мемуары обыкновенного человека, который, не находя ничего значительного в своей жизни, наполняет свои записки пересказом услышанных историй, поразивших его воображение своей необычностью. « Повести …» знаменовали собой завершение начавшегося в 1827 году с « Арапа Петра Великого » становления Пушкина как прозаика. Цикл определил как дальнейшее направление творчества Пушкина : последние шесть лет его жизни он обращался преимущественно к прозе, так и всего, до сих пор не развитого русского художественного прозаического слова Портрет Н. Н. Пушкиной работы Александра Брюллова ( гг.
Бесконечные переговоры с зятем о разделе имения после смерти матери, заботы по издательским делам, долги, и, главное, ставшее нарочито явным ухаживание кавалергарда Дантеса за его женой, повлёкшее за собой пересуды в светском обществе, были причиной угнетённого состояния Пушкина осенью 1836 года. 3 ноября его друзьям был разослан анонимный пасквиль с оскорбительными намёками в адрес Натальи Николаевны. Пушкин, узнавший о письмах на следующий день, был уверен, что они дело рук Дантеса и его приёмного отца Геккерна. Вечером 4 ноября он послал вызов на дуэль Дантесу. Геккерн ( после двух встреч с Пушкиным ) добился отсрочки дуэли на две недели. Усилиями друзей поэта, и, прежде всего, Жуковского и тётки Натальи Николаевны Е. Загряжской, дуэль удалось предотвратить. 17 ноября Дантес сделал предложение сестре Натальи Николаевны Екатерине Гончаровой. В тот же день Пушкин послал своему секунданту В. А. Соллогубу письмо с отказом от дуэли [67]. Брак не разрешил конфликта. Дантес, встречаясь с Натальей Николаевной в свете, преследовал её. Распускались слухи о том, что Дантес женился на сестре Пушкиной, чтобы спасти репутацию Натальи Николаевны. По свидетельству К. К. Данзаса, жена предлагала Пушкину оставить на время Петербург, но тот, « потеряв всякое терпение, решил кончить иначе »[68]. Пушкин послал 26 января 1837 года Луи Геккерну « в высшей степени оскорбительное письмо »[69]. Единственным ответом на него мог быть только вызов на дуэль, и Пушкин это знал. Формальный вызов на дуэль от Геккерна, одобренный Дантесом, был получен Пушкиным в тот же день через атташе французского посольства виконта д Аршиака. Так как Геккерн был послом иностранного государства, он не мог драться на дуэли это означало бы немедленный крах его карьеры. Дуэль с Дантесом состоялась 27 января на Чёрной речке. Пушкин был ранен : пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным. Пушкин узнал об этом от лейб - медика Арендта, который, уступая его настояниям, не скрывал истинного положения дел. Перед смертью Пушкин, приводя в порядок свои дела, обменивался записками с Императором Николаем I. Записки передавали два человека : В. А. Жуковский поэт, на тот момент воспитатель наследника престола, будущего императора Александра II. Н. Ф. Арендт лейб - медик императора Николая I, врач Пушкина.
Родословное древо Пушкиных, ( акварель, неизвестный художник, начало XIX века ; центральный музей А. С. Пушкина ) Дуэль Пушкина с Дантесом. А. А. Наумов, 1884