« Бюджетная система РФ » Тема 2. Основы разграничения доходов и расходов между бюджетами. Бюджетный процесс: составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджетов по звеньям бюджетной системы. Лекция-визуализация 2 Время: 2 часа Уважаемые студенты! В процессе данного занятия Вы должны изучить следующие вопросы: 1. Сущность финансово-бюджетного федерализма. 2. Государственный долг и методы управления государственным долгом. Данное занятие предполагает самостоятельную отработку указанных вопросов, конспектирование их в рабочей тетради, выполнение задания, проверку преподавателем полноты и качества их с выставлением оценки в журнал.
Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере. Финансово-бюджетный федерализм реализуется, главным образом, в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств. Сущность финансово-бюджетного федерализма Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах: – законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления; – обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций; – обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы; – наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов; – самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности бюджетного процесса, в том числе в определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти и т.д. Быстрому развитию финансово-бюджетного федерализма в Российской Федерации способствовало принятие ряда федеральных законов.
Бюджетный федерализм Принципы Система Самостоятельность бюджетов различных уровней Разграничение ответственности и полномочий Правовые методы регулирования Сбалансированность доходов и расходов Система бюджетных потоков Налоговый федерализм Блок финансовых трансфертов Блок дотаций субъектам РФ Бюджетный федерализм – совокупность принципов и механизм бюджетно-финансовых отношений между различными уровнями власти и управления.
Следует отметить, что процесс создания финансово-бюджетного федерализма в России не закончился. Предстоит решение ряда проблем: 1) полномочия всех уровней власти по расходам должны полностью соответствовать имеющимся у них полномочиям по доходам; 2) передача расходов с бюджетов верхнего уровня на бюджеты нижнего уровня должна быть полностью компенсирована одновременно передаваемыми доходами; 3) должны быть устранены встречные финансовые потоки, когда доходы, создаваемые на территории, изымаются в бюджет вышестоящего уровня, а затем в виде финансовой помощи, дотаций и субвенций передаются вниз; 4) следует максимально сократить использование такой формы межбюджетных отношений, как средства, передаваемые по взаимным расчетам. С этой целью следует: · более четко разграничить бюджетные полномочия между различными уровнями власти; · фиксировать в федеральных и региональных законодательных актах согласованные пропорции в совместных налогах; · создать более эффективный механизм корректировки диспропорций в формировании территориальных бюджетов; · создать механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах прозрачности, гласности, равенстве возможностей получения помощи и льгот для всех территорий; · внедрить в практику формирования территориальных бюджетов нормативно-расчетные методы, основанные на разработке исполнительными органами власти и утверждении представительными органами власти минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. Межбюджетные отношения Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах: · распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации; · разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации; · равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований; · выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; · равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.
Государственный долг Внутренний – задолженность государства населению, предприятиям и организациям данной страны Внешний – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам Виды Причины Последствия Систематический дефицит Необходимость крупных вложений в экономику в результате чрезвычайных обстоятельств Кризисное состояние экономики Неэффективность использования займов и их разворовывание Снижение потребления в стране Увеличение налогов для оплаты долгов Вытеснение частного капитала из страны Перераспределение доходов между экономическими субъектами Государственный долг – сумма бюджетных дефицитов накопленных в стране за определенный период времени.
Методы управления государственным долгом Конверсия – изменение условий займа, касающихся доходности (%) Консолидация – изменение условий займа, связанных с их сроками. Рефинансирование – выпуск новых займов для расчета по старым. Управление государственным долгом – это совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного долга, а также по привлечению новых заемных средств.
Уважаемый студент! Вы изучили и законспектировали основное содержание темы занятия, изложенное в кратких тезисах. В целях самоконтроля выполните следующие задания: 1. В рабочую тетрадь перенесите содержание указанной таблицы. 2. Дайте определения сущности указанным в таблице понятиям и категориям. 3. В рабочей тетради запишите содержание выполненного задания.
ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Романовский М.Ф. Бюджетная система РФ. Учебник. М.: Юрайт, Нешитой А.С. Бюджетная система. Учебник. М.: Дашков и К, Александров И.М. Бюджетная система РФ. Учебник. М.: Финансист, Дополнительная: 1. Баракин А.А., Скачков Н.А. Учебно-методический комплекс. М.: ИФЭП ОЗ, Врублевская Д.В. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. М.: Юрайт, Алексеев В.В Бюджетная система РФ. Конспект лекций
Спасибо за работу. Занятие закончено. Успехов в учёбе