Деятельностная пропедевтика начальных тем математики 5-6 классов Высоцкая Е.В., канд.псх.наук, Лобанова А.Д., асп. кафедры возр. психологии, Янишевская М.А., канд.псх.наук, учитель математики Развивающее образование: от института школы к центру детского развития 19 научно-практическая конференция Секция «Исследовательские проекты развивающего обучения» 20 декабря 2013 г.
ПРОЕКТ: разработка системы поддержки модельного опосредствования понятия числа и обобщенного способа действия (фрагмент «обыкновенные и десятичные дроби и действия с ними»)
ПРОБЛЕМА: логико-предметный анализ детского действия, связанного с понятиями величины и числа привёл к необходимости выделения отдельного содержательного модуля, связанного с формированием относительных понятий и действий, связанных с исчислением пропорций, как необходимой составляющей освоения пятиклассниками главы «Обыкновенные дроби и действия с ними»
ГИПОТЕЗА: освоение обобщенного содержания понятия числа необходимо требует формирования полной системы действий и опосредующих их усвоение моделей и схем, связанных с измерением и соизмерением однородных и разнородных величин
Величина Мерка Число Взаимосвязанные элементы содержания
Модель Чертёж Схема Взаимосвязанные элементы содержания
Отношение величин Сложная мерка Пропорция Взаимосвязанные элементы содержания
Одна из ЗАДАЧ – поддержка совместно-распределенной формы освоения элементов нового содержания действий
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА: выбираем материал для поддержки развёрнутой материальной и материализованной формы действия
Обеспечиваем построение промежуточной знаково- символической формы, опосредующей процесс формирования, отработки и интериоризации действия
Перед детьми ставится проблема, требующая определения содержания и формы представления требуемых понятий («сложная мерка», удельная величина)
Организуется процесс создания и опробования моделей
Организуется модельное «поле совместного действия»
«Математический бой» пятиклассников с восьмиклассниками (презентация образовательного результата)
Спасибо за внимание! !