Программное и аппаратное обеспечение
Программное обеспечение (ПО, software) Классификация ПО по назначению: –системное; –прикладное; –инструментальное. Совокупность программ системы обработки информации и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ (ГОСТ ).
Системное ПО Не решает конкретные практические задачи, а лишь обеспечивает работу других программ, их взаимодействие с пользователем, данными, другими программами и аппаратным обеспечением. операционные системы; драйверы; утилиты; встроенные программы; системы управления базами данных (СУБД).
Предназначено для выполнения определенных пользовательских задач и рассчитано на непосредственное взаимодействие с пользователем. Подразделяется по типу решаемых задач и обрабатываемой информации: текстовые редакторы и процессоры; электронные таблицы; математические пакеты; графические пакеты; системы автоматизированного проектирования (САПР); мультимедиа-технологии; и т.д. Прикладное ПО
Инструментальное ПО Предназначено для проектирования, разработки и сопровождения ПО, т.е. это программы для создания новых программ. Не следует путать с языками программирования. Язык программирования сам по себе не является программой. ассемблеры; трансляторы (компиляторы и интерпретаторы); препроцессоры исходных текстов; анализаторы исходного кода (парсеры); отладчики; среды программирования; CASE (средства автоматизации разработки программ); библиотеки готовых подпрограмм (например, WinAPI).
Другие классификации ПО по стоимости: коммерческое; условно-бесплатное (shareware); бесплатное (freeware). по открытости: с закрытым исходным кодом – никто, кроме разработчика, не должен знать, как именно работает программа; с открытым исходным кодом – любой программист может посмотреть, как устроена программа, и внести свои изменения. Свободное ПО – бесплатное и открытое: пользователь имеет право на неограниченную установку, запуск, использование, изучение, распространение и изменение. Проприетарное (частное) ПО – противоположность свободного, по крайней мере, некоторые из прав на ПО принадлежат конкретному лицу или организации.
Архитектура ПО Современное ПО строится по модульному принципу. Модули можно разделить на внутренние и внешние. Основной модуль или модули иногда называют ядром программы. Взаимодействие ПО с человеком и другими программами обеспечивают интерфейсы. Архитектура ПО с средины 90-х выделилась в отдельную дисциплину. Архитектура – это структура программной системы, благодаря которой все ее модули работают как единое целое.
Аппаратное (техническое) обеспечение компьютеры; внешние устройства, в том числе оргтехника и сетевое оборудование; устройства питания; вспомогательные и диагностические устройства. Компьютеры: микроконтроллеры; персональные компьютеры; серверы (серверные станции); суперкомпьютеры.
Классификация компьютерных устройств Внешние Внутренние Основные ПериферийныеОсновные Периферийные системный блок монитор клавиатура мышь колонки принтер сканер web-камера... процессорпамять (ROM, RAM) системная шина жесткий диск видеоадаптер аудиокарта...
Магистрально-модульный принцип Компьютер состоит из заменяемых частей (модулей), которые подключаются к общей системной шине (магистрали). Модульный принцип позволяет потребителю самому комплектовать нужную ему конфигурацию компьютера и производить при необходимости ее модернизацию. Процессор Внутренняя память Шина данных Шина управления Шина адреса Магистраль Устройства ввода-вывода Внешняя память Контроллеры Системная плата Контроллеры
Архитектура фон Неймана Принципы фон Неймана Принцип однородности памяти Принцип адресности Принцип программного управления Принцип двоичного кодирования
Пользовательский интерфейс Интерфейс для взаимодействия человека и какого-либо устройства (в том числе компьютера). Включает и программную, и аппаратную части. Интерактивный интерфейс – обеспечивает двустороннюю связь, когда интерфейс реагирует на действия пользователя. Особое внимание в интерфейсе пользователя традиционно уделяется его эффективности и удобству пользования (дружественность, usability). Включает средства ввода и вывода информации. Примеры интерфейсов пользователя: текстовый (командная строка) графический (оконный, web-интерфейс, масштабируемый) звуковой жестовый