Введение в вероятность. Достоверные, случайные и невозможные события. Урок 1. Учитель МАОУ «СОШ55» города Перми Рошиор Г. А.
Классификация событий Попробуем разбить на группы события при а)броске монеты б)броске кубика Ваши идеи……..
Д остоверное событие –это событие, которое в данном опыте обязательно наступит. Приведите примеры такого события.
Невозможное событие-это событие, которое в данном опыте наступить не может. Приведите примеры
Случайное событие-это событие, которое в данном опыте может наступить, а может и не наступить. Приведите примеры.
Паскаль (Pascal) Блез ( , Клермон-Ферран, , Париж), французский религиозный философ, писатель, математик и физик. Родился в семье высокообразованного юриста, занимавшегося математикой и воспитывавшего своих детей под влиянием педагогических идей М. Монтеня, рано проявил выдающиеся математические способности, войдя в историю науки как классический пример отроческой гениальности. «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным». Б. Паскаль
А. Н. Колмогоров ( ) – величайший русский математик ХХ столетия, создатель современной теории вероятностей, автор классических результатов в теории функций, в математической логике, топологии, теории дифференциальных уравнений, функциональном анализе, в теории турбулентности, теории гамильтоновых систем. Созданные им школы в теории вероятностей, теории функций, функциональном анализе и теории гамильтоновых систем определили развитие этих направлений математики в ХХ столетии. В истории российской науки его имя стоит рядом с именами М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева - ученых, всей своей жизнью прославивших Россию.
Во главе русской математики середины и второй половины XIX века стоял Пафнутий Львович Чебышев ( ). Чебышев был воспитанником Московского университета, который он окончил в 1841 году. В этом учебном заведении Чебышев защитил и магистерскую диссертацию "Опыт элементарного анализа теории вероятностей", и данная область стала одним из основных предметов его научных занятий.
Французский математик, создатель теории чисел и один из основателей математического анализа. Будучи по профессии юристом, состоял на государственной службе: с 1631 по 1648 был уполномоченным по приему прошений, а с 1648 и до конца жизни – советником парламента Тулузы. Был известен как знаток классической литературы, лингвист и поэт. Математика всегда была для Ферма лишь увлечением, и тем не менее он заложил основы многих ее областей: аналитической геометрии, исчисления бесконечно малых, теории вероятностей. Ферма не оставил ни одной законченной работы, и большинство его набросков не было опубликовано при жизни. Ферма переписывался с Р. Декартом по вопросам аналитической геометрии и был первым, кто воспользовался ее методами применительно к трехмерному пространству. Ферма Пьер ( ), французский математик.
Некоторые факты о Кубике Рубика. Число возможных различных состояний кубика Рубика равно Это число не учитывает то, что ориентация центральных квадратов может быть разной. С учётом ориентации центральных квадратов количество состояний получается в 46/2=2048 раз больше, а именно состояний.
Задание 1. Какие из следующих событий – случайные, достоверные, невозможные: черепаха научится говорит; вода в чайнике, стоящем на горячей плите закипит; ваш день рождения – 19 октября день рождение вашего друга – 30 февраля; вы выиграете, участвуя в лотерее; вы не выигрываете, участвуя в беспроигрышной лотерее; вы проиграете партию в шахматы; на следующей недели испортится погода; вы нажали на звонок, а он не зазвонил; после четверга будет пятница; после пятницы будет воскресенье.
Задание 2. Для каждого из перечисленных событий определите, какое оно: достоверное, возможное, невозможное: летом у школьников будут каникулы; 5 июля в Иркутске будет солнечно; после уроков дежурные уберут кабинет; в 11-м классе школьники не будут изучать алгебру; зимой выпадает снег; при включении света, лампочка перегорит; вы выходите на улицу, а на встречу вам идет слон.
Задание 3. Придумайте и запишите в тетрадь события, чтобы они соответствовали знакам в таблице например, событие 8 должно быть очень вероятным. Событие Достоверное х х х Возможное х х х невозможное х х
Решаем 959, самостоятельно По окончании-работа в парах. Взаимопроверка.
Проверяем! 959 а),б)случайное в)невозможное г)достоверное 960 а)достоверное б),г)случайное в)невозможное 961 а),б), г)случайное в)невозможное
Подведение итогов: 1. Что такое событие? 2. Какое событие называют действительным? 3. Какое событие называют случайным? 4. Какое событие называют невозможным? 5. Какие ученые занималась поиском закономерностей в случайных событиях?
Домашнее задание: 1)Контрольные вопросы на стр.251 2)965. 3)Какие ещё учёные занимались поиском закономерностей случайных событий?