Предложения о внесении дополнений в ООП педагогического образования для формирования ИКТ-компетенций учителя в соответствии с Профессиональным стандартом педагога
Профессиональный стандарт педагога Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544 н Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 декабря 2013 г. Регистрационный N 30550
Профессиональный стандарт педагога Включает ряд компетенций, связанных с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций) профессиональной деятельности педагога
ИКТ-компетенции профессионального стандарта «Педагог» включают следующие группы компетенций: Общепользовательский компонент Общепедагогический компонент Предметно-педагогический компонент
Общепользовательский компонент (примеры компетенций): Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.
Общепользовательский компонент (примеры компетенций): Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе. Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками)
Общепедагогический компонент (примеры компетенций): Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде Визуальная коммуникация использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа
Предметно-педагогический компонент (примеры компетенций): Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология). Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования (искусство, технология, литература). Конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением (технология, информатика).
ФГОС и стандарт «Педагог» (соответствие) ФГОС по направлению подготовки «Педагогическое образование» содержит ряд компетенций, связанных с информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ-компетенции). Анализ компетенций из данного ФГОС и профессионального стандарта «Педагог» показывает, что ИКТ-компетенции из данного ФГОС не позволяют полностью сформировать ИКТ-компетенциями из стандарта «Педагог».
Предложение Для полного соответствия компетенций в области ИКТ выпускника педагогического вуза и профессионального педагога (согласно стандарту «Педагог») целесообразно добавить в основные образовательные программы (ООП) педагогического образования (квалификация (степени) «бакалавр») несколько специальных компетенций (СК).
Специальные компетенции владение современными техническими средствами поддержки образовательного процесса и аудиовизуальными технологиями обучения и коммуникации (СК1) (для всех профилей); способность работать с информационными системами, в том числе образовательной направленности, владение современными методами информационного поиска (СК2) (для всех профилей);
Специальные компетенции владение современными технологиями, аппаратными и программными средствами поддержки экспериментальных исследований (СК3) (для естественнонаучных профилей); готовность применять современные компьютерные технологии в гуманитарной сфере (СК4) (для гуманитарных профилей).
Предложение Для формирования у выпускников педагогических вузов ИКТ-компетенций согласно Профессиональному стандарту педагога целесообразно включить в вариативную часть ООП вуза дисциплину «Современные технические средства и аудиовизуальные технологии обучения и коммуникации», а в дисциплину «Методика обучения предметам (в соответствии с профилями)» модуль «Методика применения современных технических средств и информационных технологий в обучении предмету».
Разработаны Примерная карта предлагаемых специальных компетенций Примерное минимальное содержание следующих дисциплины и модулей: «Информационные технологии в образовании», «Основы математической обработки информации», «Современные технические средства и аудиовизуальные технологии обучения и коммуникации», «Методика применения современных технических средств и информационных технологий в обучении предмету», «Учебная практика», «Педагогическая практика»
Спасибо за внимание