Проблемы профильного обучения в сельской школе
Современные тенденции мирового развития: -Ускорение темпов развития общества (подготовка людей к жизни в быстро меняющихся условиях); -Расширение масштабов межкультурного взаимодействия (развитие коммуникабельности и толерантности личности); -Возникновение и рост глобальных проблем (формирование современного мышления у молодежи); -Демократизация жизни общества (повышение уровня готовности граждан к политическому и социальному выбору); -Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда (повышение профессионализма, переподготовка, профессиональная мобильность); -Рост значения «человеческого капитала» (опережающее развитие образования).
Приоритеты образования для модернизации общества: - Формирование ценностей – ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества путем освоения молодежью социальных навыков и практических умений. - Противодействие негативным социальным процессам (алкоголизм, наркомания, криминал, беспризорность). - Обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку талантливых и активных молодых людей, а также развитие специального образования. - Поддержка вхождения новых поколений в открытое информационное сообщество. -Реализация ресурса свободы, расширение поля выбора для каждого человека. Социальный заказ должен представлять сумму частных интересов семей и предприятий.
Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года 1756: На старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, т.е. ставится задача создания «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработкой гибкой системы профилей и кооперацию старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».
Цели профильного обучения: -Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; -Создать условия для существования дифференциации содержания обучения старшеклассников (построение индивидуальных образовательных программ); -Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; -Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Отечественный опыт профильного обучения 1864 год: организация семиклассных гимназий двух типов (классическая и реальная) годы: 4-7 классы гимназии делились на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную 1918 год: Положение о единой трудовой школе. В старших классах выделялись три направления: гуманитарное, естественно- математическое и техническое 1934 год: введение единого учебного плана и единой программы 1957 год: эксперимент, предусматривающий дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническом; биолого- агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному Начало 90-х: появление новых видов ОУ (лицеи, гимназии), ориентированных на углубленное обучение школьников
Модели современного профильного обучения: 1)ВНУТРИШКОЛЬНАЯ ПРОФИЛИЗАЦИЯ : Однопрофильное ОУ Многопрофильное ОУ 2)СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: Объединение нескольких ОУ вокруг «ресурсного центра» Кооперация ОУ с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования 3)УНИВЕРСАЛЬНЫЕ (непрофильные) ШКОЛЫ и КЛАССЫ Не ориентированные на профильное обучение Специализированные ОУ (музыкальные, спортивные, художественные, школы-интернаты и др.)
Различия между базовыми и профильными курсами Уровни различия Базовые курсы Профильные курсы Состав Образовательный стандарт (минимум содержания) а)курсы, углубляющие содержание базовых б)базовые предметы могут быть представлены совокупностью отдельных профильных В)отсутствие некоторых предметов Цели Связаны с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами (овладение ключевыми компетенциями) Определяются основным мотивом учащихся – подготовка к поступлению в ВУЗ Функции Знания, направленные на описание изучаемого и дающие качественное объяснение этому Теоретическое объяснение изучаемого, связанное с преобразованием окружающей действительности
Возможные профили Физико- математический Химико-биологический Аграрно- технологический Оборонно- спортивный Филологический Социально- экономический Информационно- технологический
Проблемы профильного образования в сельской школе: Проблемы Возможные пути решения Кадровая и материально-техническая Подготовка педкадров, материально- техническое оснащение школ при поддержке государства, привлечение специалистов Выбор профиля (малокомплектность школ, низкий уровень жизни) Универсальное (непрофильное) обучение или сетевая организация Подвоз школьников в «ресурсные центры» Материальное обеспечение школ ЕГЭ на профильном уровне, подготовка к ЕГЭ Увеличение количества часов по предмету, оплата педагогам Сокращение нагрузки учителя (технологии и непрофильных классов) Увеличение заработной платы учителя Универсальность учителя, составление расписания Повышение статуса педагога Равный доступ к образованию Совершенствование системы