С ю д а п о й д е ш ь – к л а д н а й д е ш ь С ю д а п о й д е ш ь – ж е н у н а й д е ш ь С ю д а п о й д е ш ь – м е г а б а й т н а й д е ш ь
Цели урока: 1. Образовательная - рассказать о разветвляющей структуре алгоритма, научить составлять блок – схемы разветвляющихся алгоритмов. 2. Воспитательная – для формирования научного мировоззрения учащихся показать основные принципы составления программ по алгоритмам, подчеркнуть возможность применения ПК для решения задач по физике, химии, математике и другим предметам. 3. Развивающая – продолжить обучение учащихся умению логически мыслить, выделять главное, существенное на примере составления простейших алгоритмов для решения задач.
Повторение пройденного материала 1. Что такое алгоритм? 2. Какие существуют типы алгоритмов? 3. Дать понятие об исполнителе алгоритмов. 4. Может ли ПК быть исполнителем алгоритмов? 5. В каких режимах может происходить работа исполнителя? 6. Чем отличается непосредственный режим от программного?
Определение: Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность действий, называется ветвлением.
Выбери задачу: Нахождение значения функции Квадратное уравнение Выход Разветвляющаяся песенка
Составить блок-схему алгоритма нахождения значения функции Y : Задание.
А на этом участке Y = X-1 Начинаем рассуждать: 035 На этом участке координатной прямой Y = X 2 В этой точке Y = 2*X Приступаем к построению блок - схемы !
Первый блок – это всегда НАЧАЛО НАЧАЛО Стрелки показывают направление перехода X X ДА X < 0 НЕТ Y = X 2 X > 5 ДАНЕТ Y = X - 1 Y = 2*X Y Y КОНЕЦ X = 3 ДА НЕТ Вводим значение X Проверяем - X < 0 ? Если ДА, то Y присваиваем значение X 2, иначе (стрелка НЕТ)… Оп! Опять проверка. Проверяем - X > 5 ? Если ДА, то Y присваиваем значение X - 1, иначе (стрелка НЕТ)… И опять проверка! Проверяем - X = 3 ? Если ДА, то Y присваиваем значение 2*X, иначе (стрелка НЕТ)…Ничего! В любом случае нужно вывести Y В любом случае – КОНЕЦ! 2, если < 0 Y = 1, если Х > 5 2, если = 3
Задание. Составить блок-схему алгоритма решения квадратного уравнения a X 2 + b X + c = 0
Начинаем рассуждать: Приступаем к построению блок-схемы ! Все было бы просто, если бы не ДИСКРИМИНАНТ. Из него придется извлекать квадратный корень. Значит, он не может принимать отрицательные значения!
Первый блок – это всегда НАЧАЛО НАЧАЛО Стрелки показывают направление перехода a, b, c ДА D < 0 НЕТ x 1, x 2 КОНЕЦ Вводим значения a, b, c Проверяем - D < 0 ? Если ДА, то выводим «Решений нет», иначе (стрелка НЕТ)… Присваиваем X1 значение Выводим значения x1, x2 В любом случае – КОНЕЦ! aX 2 + bX + c = 0 D = b 2 – 4ac Решений нет -b+ D X1=X1= 2a -b - D X2=X2= 2a 2a2a -b+ D Присваиваем X2 значение -b - D 2a2a Присваиваем D значение b 2 – 4ac
Кабы не было зимы В городах и селах, Никогда б не знали мы Этих дней веселых! Не кружила б малышня Возле снежной бабы, Не петляла бы лыжня, Кабы, кабы, кабы… Составьте блок-схему к этой песенке.
Первый блок – это всегда НАЧАЛО НАЧАЛОНАЧАЛО Стрелки показывают направление перехода Города, села ДА Есть зима? НЕТ Города и села – это исходные данные! Проверяем - там есть зима ? Если ДА, то: НЕ знать нам веселья! В любом случае – КОНЕЦ! - мы знаем веселые дни (это результат!), - малышня кружит возле снежной бабы, - лыжня петляет; иначе (стрелка НЕТ)… - малышня НЕ кружит возле снежной бабы, - лыжня НЕ петляет; КОНЕЦКОНЕЦ