личностно-ориентированное образование - такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель-ученик, чтобы традиционная парадигма образования учитель-учебник-ученик была со всей решительностью заменена на новую: ученик-учебник-учитель.
« Содержание образования является одним из фактов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации…» Благодаря достижениям в педагогике, методологии и психологии в последние годы идея формирования у подрастающего поколения готовности к саморазвитию получила правовое обоснование.
процесс познания должен быть организован как самостоятельная деятельность познающего; учитель – организатор процесса познания; деятельность познающего должна иметь критериальное обеспечение в виде программы или метода, в соответствии с которым она строится; формирование способностей в процессе познания происходит в ходе общения, коммуникативного взаимодействия.
формирование мышления через обучение деятельности; формирование системы ценностей; формирование целостной картины мира.
Самоопределение к деятельности. Самостоятельная деятельность по известной схеме. Реконструкция деятельности по известной схеме. Критика известной схемы. Определение цели и темы урока. Построение новой схемы деятельности. Использование построенной схемы для решения задания, вызвавшего затруднение. Фиксирование новой схемы во внешней речи. Самоконтроль действий по новой схеме. Этап включения новой схемы в систему знаний. Этап тренировочных действий по ранее изученным схемам. Этап рефлексивного анализа деятельности на уроке. Этап фиксирования достижения цели.
Одним из главных принципов развивающего обучения является так называемый принцип минимакса. Заключается он в следующем: содержание образования предлагается на творческом уровне (уровне «максимума»), а административный контроль его усвоения - на уровне стандарта («минимума»). Такой подход в сочетании с принципом психологической комфортности помогает создать в классе атмосферу поиска, творчества, когда каждый ребенок стремится к успеху, достижению своего оптимального результата. Поэтому все дети, в том числе и более подготовленные, получают образование на максимально возможном для себя уровне.
эмоционально-психологический климат в школе; стили взаимодействия участников образовательного процесса; здоровьесберегающая организация учебного процесса.
научно обоснованный подбор педагогического состава школы; периодическую аттестацию персонала школы; комплектование первичных (преподавательских, ученических и родительских) коллективов с учетом психологической совместимости людей; применение активных социально- психологических методов, способствующих выработке и закреплению у членов коллектива навыков эффективного взаимодействия.
стимулирующие самообразование и самовоспитание личности: преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность …); для выявления и учета индивидуально-психологических особенностей учащихся; осуществления социально-психологической коррекции развития и становления важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность и т. п.). для формирования здорового психолого-педагогического пространства школы, комфортности педагогического процесса.
Целенаправленность - осознание общей цели, мобилизирующее учителя и учащихся, стремление к ее достижению, взаимная заинтересованность ; Мотивированность - активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности; Целостность - высокая организация совместного учебного труда участников учебного процесса, их общие усилия; Структурированность - четкое распределение функций, прав, обязанностей, взаимная ответственность за результаты деятельности; Согласованность - активно-положительный, гуманистический стиль взаимоотношений учащихся и взрослых при решении учебных задач, взаимное доверие, доброжелательность, взаимопомощь при затруднениях и учебных неудачах; Организованность - планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению; Результативность - способность достигать результата. Гуманизация - установление связей сотрудничества.
С ноября 2005 года в рамках проекта «Информатизация системы образования» реализуется направление «Разработка инструмента оценки информационно-коммуникационно- технологической компетентности». Один из пунктов этой программы - «Цифровая компетентность», которая подразумевает уверенное и критическое использование электронных средств массовой информации для работы, досуга и общения. Эта компетентность основана на логическом мышлении, высоком уровне владения управлением информации и высокоразвитом мастерстве общения. На базовом уровне ИКТ-мастерство включает в себя использование информационных технологий современного общества (Интернета, электронных СМИ, банкоматов, мобильных телефонов и т.п.) для поиска, доступа, хранения, выработки, представления и обмена информацией, а также коммуникации между людьми и работу в Сети.
в рамках проекта «Информатизации системы образования» определяется как способность учащихся использовать ИКТ для доступа (поиска) к информации, ее определения (идентификации), интеграции (организации), управления (обработки), оценки (анализа), а также ее создания (продуцирования) и передачи (распространения). Всего этого достаточно для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, основанной на знаниях.
Учебный проект - форма работы, ориентированная на изучение темы или раздела.Он часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров( общая цель, согласованные методы и способы деятельности). В основе метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрировать знания и умения; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Информационный взрыв, произошедший повсеместно, помог осознать недостаточность любого объема знаний для успешной самореализации человека в жизни и действительную значимость целей образования, сформулированных в науке еще А. Дистервегом: «развитие способностей к самодеятельности, благодаря которым человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни».
Разноуровневое обучение - это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные Минимальными требованиями, остаются едины для всех уровней обучения.
«Портфель ученика» - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это - комплект документов, самостоятельных работ ученика… Принципы такой технологии можно сформулировать следующим образом: 1. Самооценка результатов овладения определенными видами познавательной деятельности… 2. Систематичность и регулярность самомониторинга. 3. Структуризация материалов Портфеля, логичность и лаконичность всех письменных пояснений. 4. Аккуратность и эстетичность оформления материалов Портфеля. 5.Целостность, тематическая завершенность представленных в Портфеле материалов. 6. Наглядность и обоснованность презентации Портфеля ученика.
1. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М. Мин Обр Полат Е.С. "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования", М., Академия, Бухаркина М.Ю «Технология разноуровневой дифференциации в учебно-воспитательном процессе в средней школе»