МСКОУ СКШИ 11 VIII вида г.Междуреченск Педагогический совет Новые педагогические технологии как одно из условий эффективной инновационной работы школы 2010 год
К.Д. УШИНСКИЙ «Учитель живёт до тех пор, пока учится; как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель»
«Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше стать тем, кто тряхнет яблоню»
Современная педагогика ориентирована на то, чтобы - ребёнок научился учиться - открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний.
Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений Учителя с детьми Детей друг с другом Каждого ребёнка с учителем Ученика с коллективом
Идея сотрудничества исходит От древних мудрецов Проходит через философию многих духовных учений, классической педагогики и психологии
Понятие «педагогическая технология» Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев). Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология – системная совокупность и порядок формирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.- (М.В. Кларин). Педагогическая технология – упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного, планируемого результата. Педагогическую технологию характеризуют два момента: гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебно-воспитательного процесса. (В.А. Монахов )
Дидакто-центрические технологии Личностно-ориентированные технологии Типы технологий Авторитарные технологии Гуманно-личностные технологии Технологии сотрудничества Технологии свободного воспитания
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности воспитанников Природосообразные Альтернативные Комплексные политехнологии Группы технологий Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений
Воспитательные системы Системное построение процесса воспитания (авторы: В.А. Караковский, Л. И. Новикова, Н.Л. Селиванова) Системно - ролевая теория формирования личности ребенка (автор: Н.М. Таланчук) Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка (авторы: М.И. Рожков, Л. В. Байборовова, О. С. Гребенюк, С.Л. Паладьев, В. Б. Успенский и др.) Формирование образа жизни, достойной человека (автор: Н.Е. Щуркова) Воспитание ребенка как человека культуры (автор: Е.В. Бондаревская) Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития (авторы: О.С. Газман, Т. В. Анохина, В.П.Бедерханова, И.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, С. М. Юсфин.)
1 группа-2,5% 2 группа-13,5% 4 группа- 34% 5 группа-16% 3 группа-34% СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИИ
Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики. В переводе с английского языка interact – « находиться во взаимодействии, общаться»
Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала Повышение познавательной мотивации Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка Воспитание лидерских качеств
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: Умение работать с командой и в команде Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата
Методические приёмы интерактивного обучения: Игры Пары и группы «Мозговая атака» «Общая дискуссия» Проекты
Методические приёмы интерактивного обучения: Семинары «Общий галдёж» Словесные ассоциации Воспроизведение информации
Классификация игр: По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, творческие, обобщающие, диагностические, тренинговые, контролирующие, развивающие
Классификация игр По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые По игровой среде: компьютерные, технические, настольные, телевизионные
Ролевая игра Это маленькая сценка, разыгрываемая учениками. Её цель – наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.
Деловая игра Имитация в игре реального процесса с помощью модели Различие интересов участников игры Наличие общей игровой цели Реализация цепочки решений Использование гибкого масштаба времени
Ситуативные игры Ситуации – иллюстрации Ситуации – упражнения Оценочные ситуации Проблемные ситуации Прогностические ситуации
Пары и группы Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений.
«Мозговая атака» Это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей. Этот приём может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.
Правила проведения Запрещена критика выдвинутых идей Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи Наличие ролей
Правила проведения В ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей Доброжелательная, творческая атмосфера проведения Активное взаимодействие всех участников Применение системы оценки, стимулирование
Общая дискуссия Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.
Виды дискуссий Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока Биографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника Интеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь»
« Общий галдёж» Приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная физкультминутка, возможность общения в парах или группах.
Рисование Приём используется с целью развития: - наблюдательности - навыков совместной работы - воображения
Воспроизведение информации Хороший способ усвоения и понимания информации – это воспроизведение её в другой форме. Например, прослушав рассказ, изобразить его в картинках.
Проектная деятельность Самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение некоторого времени. Этот прием может быть использован для изменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения. Его лучше использовать, когда дети уже могут выполнять самостоятельный поиск.
Проект есть способ выражения идеи языком целей и задач, мер и действий по достижению намечаемых целей, необходимых ресурсов для практической реализации замыслов, сроков воплощения идеи
Этапы работы над проектом 1. Мотивационный (постановка целей и задач, актуализация проблемы, разработка основных идей) 2. Планирующий – подготовительный (формирование команды, распределение обязанностей, сбор информации)
Этапы работы над проектом 3. Этап реализации проекта (интегрирование всей собранной информации, подготовка наглядного материала, создание компьютерной презентации) 4. Оценочно-рефлексивный (внесение корректив, подведение итогов, обсуждение результатов проекта)
Определение целей и задач проекта Цель это мечта, которая должна осуществиться к точно определенному сроку. П. Рутт, психолог Задачи – шаги по достижению данной цели.
Блок-схема проектирования Озаре- ние Оформление идеи Экспертиза Реализация Реальный объект
Выводы: Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.
Желаем успеха в применении интерактивных методов в работе!
Методические приёмы интерактивного обучения Работа с газетами Интервьюирование Словесные ассоциации Молчаливая дискуссия Воспроизведение информации Рисование «Общий галдеж» «Общий галдеж» Проекты (исследования) Общая дискуссия «Мозговая атака» Пары и группы Эвристическая беседа (лекция) Игры Интерактивные приемы