Инновационные педагогические технологии Учитель русского языка МОУ «Детский дом-школа» Бухматова О.Н.
Понятие «технология» Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь) Педагогическая технология- это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько)
Педагогическая технология Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев) Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов)
Педагогическая технология- это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия,ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)
Как эпизод использовался в XVII веке. В 1619 году в предисловии к «Грамматике» используется термин «технология» для обозначения устройства образовательного процесса. Вновь возник в 20-ых годах XX века, что соответствовало общемировым тенденциям педагогической мысли. Активным сторонником технологического процесса был А.С. Макаренко. Возникает в отечественной педагогике в 1980-е годы как новейшее достижение западной педагогической мысли. Технологический подход в образовании
Классификация педагогических технологий По уровню применения: общепедагогические, частнопредметные, локальные, модульные, узкометодические. По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные. По ориентации на личностные структуры: информационные, операционные (способы учебной деятельности). По характеру содержания и структуры: обучающие/воспитательные, общеобразовательные/профессиональные; гуманистические/технократические.
Классификация педагогических технологий По организационным формам: классно- урочные/альтернативные, индивидуальные/групповые, дифференцированное обучение; По подходу к ребёнку: авторитарные, личностно-ориентированные, технологии сотрудничества; По преобладающему (доминирующему) методу: объяснительно-иллюстративные, развивающее обучение, проблемно- поисковые, саморазвивающее обучение, информационные (компьютерные).
Классификация педагогических технологий По направлению модернизации существующей системы: на основе гуманизации и демократизации отношений; на основе интенсификации и активизации учебной деятельности: природосообразные; технологии авторских школ; по категории обучающихся: массовая технология, компенсирующие, технологии работы с одарёнными детьми.
Виды педагогических технологий 1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса 2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся Игровые технологии Проблемное обучение Технология С.Н.Лысенковой: перспективно- опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении Технологии уровневой дифференциации Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков) Технология программированного обучения Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко) Групповые технологии Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
Виды педагогических технологий 3. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала 4. Частнопредметные педагогические технологии. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев) Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев) Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин) 5. Альтернативные технологии Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Технология свободного труда (С.Френе) Технология вероятностного образования (А.М.Лобок) Технология мастерских
Виды педагогических технологий 6. Природосообразные технологии Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир) Технология саморазвития (М. Монтессори) 7. Технологии развивающего обучения Система развивающего обучения Л.В.Занкова Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов) Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская) 8. Педагогические технологии авторских школ. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский) Школа-парк (М.А.Балабан) Агрошкола А.А.Католикова Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА Педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса
Особенности методики: гуманно-личностный подход к ребёнку - новый взгляд на личность как цель образования, гуманизация и демократизация педагогических отношений, отказ от прямого принуждения как метода не дающего результатов в современных условиях, формирование положительной Я- концепции
Особенности методики: -содержание обучения рассматривается как средство развития личности -обучение ведётся прежде всего обобщённым знаниям,умениям и навыкам,способам мышления -вариативность и дифференциация обучения -создание ситуации успеха для каждого ребенка
Концепция воспитания: -превращение школы Знания в школу Воспитания - постановка личности школьника в центр всей учебно- воспитательной системы -гуманистическая ориентация вопитания, формирование общечеловеческих ценностей -развитие творческих способностей ребёнка Особенности методики:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ И ИНТЕНСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
* Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи *учебная деятельность подчиняется правилам игры *учебный материал используется в качестве средства игры * в учебную деятельность включается элемент соревнования * успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
а) обучающие, тренировочные,контролирующие и обобщающие, б) познавательные, воспитательные, развивающие, в) репродуктивные, продуктивные, творческие, г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
*Группы игр на обобщение предметов по определённым признакам, *группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонетический слух, смекалку и т.д. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
Деловые игры ( используются для усвоения нового, закрепления учебного материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений).
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ Это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению
Результат проблемного обучения: Творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Технология уровневой дифференциации
форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких- либо значимых для учебного процесса общих качеств(гомогенная группа) Дифференцированное обучение-
Индивидуально- психологические особенности детей, составляющие основу формирования гомогенных групп: *по возрастному составу (школьные классы,возрастные параллели, разновозрастные группы) * по полу( мужские, женские, смешанные классы, команды) Дифференцированное обучение
*по области интересов (гуманитарные, физико- математические, биолого- химические и др. группы) * по уровню умственного развития (уровню достижений) *по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения) Дифференцированное обучение
ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Цели: *обеспечение активности учебного процесса *достижение высокого уровня усвоения содержания
Особенности организации: -класс на уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач - каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
-задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы -состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того чтобы могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технологический процесс групповой работы: 1. Подготовка к выполнению группового задания- *постановка познавательной задачи (проблемной ситуации), *инструктаж о последовательности работы *раздача дидактического материала по группам ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
2. Групповая работа: *знакомство с материалом, планирование работы в группе *распределение заданий внутри группы *индивидуальное выполнение задания *обсуждение индивидуальных результатов работы в группе *обсуждение общего задания группы(замечания, дополнения, уточнения, обобщения) *подведение итогов группового задания ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
3. Заключительная часть- *сообщение о результатах работы в группах *анализ познавательной задачи *общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Разновидности групповых технологий: *групповой опрос *нетрадиционные уроки- урок-конференция, урок-суд, урок- путешествие, урок-игра интегрированный урок и др. ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технология развивающего обучения Новый, активно- деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно- иллюстративному Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума
*педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности *ребёнок является полноценным субъектом деятельности *направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности * происходит в зоне ближайшего развития ребёнка Технологии развивающего обучения
*Система развивающего обучения Л.В. Занкова *технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова *системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов) *личностно- ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская) Технологии развивающего обучения
Педагогическая технология проектов Организация проектно- исследовательской деятельности учащихся
*позволяет повышать мотивацию изучения предметов школьной программы *способствует восприятию учебных предметов в комплексе, во взаимосвязи друг с другом *даёт опыт принятия решений, заставляет самостоятельно делать выбор Педагогическая технология проектов
Этапы проектно- исследовательской деятельности: * определение темы, проблемы и актуальности исследования *изучение научной литературы *определение гипотезы *определение целей и задач исследования *определение методов исследования *проведение научного исследования *оформление научно- исследовательской работы *защита результатов исследования Педагогическая технология проектов
Проектно- исследовательская деятельность учащихся- мощное средство педагогической технологии создать творческую атмосферу в деятельности ученика и учителя. Педагогическая технология проектов
Компьютерные технологии Цели: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей подготовка личности «информационного общества»
*дать ребёнку так много учебного материала, как только он может усвоить *формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения Компьютерные технологии
Компьютер используется на всех этапах процесса обучения- * при объяснении нового материала *при закреплении знаний *при повторении *при контроле ЗУН Компьютерные технологии
Компьютер является: * источником учебной информации * наглядным пособием (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации) *индивидуальным информационным пространством * тренажёром * средством диагностики и контроля Компьютерные технологии
Общепользовательские инструменты текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, базы данных Мультимедийные информационные источники Инструменты коммуникации электронная почта, Интернет ИКТ-средства системы управления учебным процессом, интерактивная доска, цифровое и мультимедийное учебное оборудование ИКТ-компетентность
47 Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей обучении на оптимальном уровне трудности (сложности) вариативности методов и форм обучении оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации создании эмоционально благоприятной атмосферы формировании положительной мотивации к учебе на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья
Необходима внутренняя мотивация педагога к освоению технологий, диктуемая пониманием собственных профессиональных дефицитов и осознанием проблем, возникающих в ходе учебного процесса. Необходимо определить ожидаемый уровень освоения технологий. Необходим мониторинг процесса внедрения технологий в образовательный процесс. Ресурсное обеспечение образовательных технологий. Для выбора технологии
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ !