Педагогический мониторинг как способ управления качеством образовательного процесса в школе Заместитель директора МБУ ОО СОШ 1 Захарова Н.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГБОУ ЦО1488 Педсовет «Управление процессом Педсовет «Управление процессом формирования качеств знаний учащихся» формирования качеств знаний учащихся»
Advertisements

Мониторинг и управление качеством образования Кто владеет информацией, тот владеет всем. Ли Якокка.
Место и роль мониторинга в системе управления качеством образования Васильченко Лилия Владимировна, Кандидат педагогических наук, Директор НМЦ ДН Р.т.
Мониторинг педагогических кадров г. Мониторинг как инструмент управления профессиональной деятельностью учителя – это непрерывное контролирующие.
Педагогический совет Стратегия формирования школьного мониторинга в образовательном процессе как важнейший механизм инновационного развития ОУ.
«Мониторинг качества дополнительного образования детей» «Мониторинг качества дополнительного образования детей» Разработано заместителем директора Ункуновой.
Заместитель директора по УВР МБОУ лицея 20 Первомайского района города Ростова - на - Дону Рогачева Н. В.
«Мониторинг в образовательном учреждении». Вопросы Что означает мониторинг? Цель мониторинга Мониторинг в образовании Участники мониторинга Объект мониторинга.
Структура и содержание внутришкольного мониторинга Яркова А. А. заместитель директора МОУ « Троицкая СОШ »
Гилевич М.Е. заместитель директора по УР МОУ «Волосовская средняя общеобразовательная школа 2» 2010 год.
Мониторинг и диагностика. Сравнительный анализ.. Мониторинг – от латинского слова НАДЗИРАЮЩИЙ, наблюдение, оценка и прогноз состояния какого-либо явления.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 9» Педсовет Педсовет «Мониторинг и качество образования»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОТСЛЕЖИВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ ШКОЛЫ,
Инструмент проверки и оценки эффективности содержания и результатов образования База для обоснования путей устранения недостатков учебного процесса в ОУ.
LOGO Организация внутришкольного мониторинга учебной деятельности учащихся 30 октября 2012 г.
Педагогический мониторинг как фактор развития школы.
« Мониторинг работы «Творческой мастерской» как одного из направлений эстетического воспитания в ГОУ НПО «Профессиональное училище 34 » Автор: Шмыкова.
Система мониторинга знаний в условиях предпрофильной подготовки.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида 184»
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
Транксрипт:

Педагогический мониторинг как способ управления качеством образовательного процесса в школе Заместитель директора МБУ ОО СОШ 1 Захарова Н.В.

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. А. Дистервег

Что такое мониторинг ? Мониторинг (лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений аналитической оценки прогноза состояния целостной системы.

Организация педагогического мониторинга Педагогический мониторинг – это система сбора, обработки и хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, современную корректировку и прогнозирование развития.

– это система организации, сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности школы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием одной или нескольких систем ОУ и прогнозирование их развития. организация сбор хранение обработка анализ распространение информации

Организация педагогического мониторинга Педагогический мониторинг как динамичная система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность: а) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности; б)обучающихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.

Организация педагогического мониторинга Мониторинговые исследования: – помогают каждому участнику образовательного процесса осмыслить собственную деятельность; – определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, используемые в процессе обучения; – насколько они соответствуют целям образовательного процесса и возрастным особенностям обучающихся.

Цели мониторинга: – отслеживание качества образовательных услуг, оказываемых школой в динамике; – определение эффективности управления качеством обучения. Задачи мониторинга: – непрерывно наблюдать за состоянием учебно- воспитательного процесса и получать оперативную достоверную информацию о нем; –своевременно выявлять изменения, происходящие в учебно-воспитательном процессе, и факторы, вызывающие их; – предупреждать негативные тенденции в образовательном процессе; –осуществлять краткосрочное прогнозирование развития образовательного процесса; – оценивать эффективность методического обеспечения образовательного процесса.

Этапы мониторинга: Подготовительный Аналитический Практический

Методы сбора и обработки информации: Методы Наблюдение Анализ документов Анализ уроков Экспертный опрос Тестирование Анкетирование Контрольные срезы

Формы мониторинга Постоянный (непрерывный) мониторинг осуществляется непрерывно после постановки задач, определения технологии сбора и обработки материалов диагностики. Периодический мониторинг осуществляется периодически по мере возникновения потребностей в соответствующих данных. Его можно осуществлять в двух формах: – календарного мониторинга, который возобновляется при наступлении отчетного календарного срока; – этапный мониторинг, который осуществляется для решения календарной задачи.

Внутришкольный мониторинг Дидактический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием содержания, форм и методов учебного процесса. Воспитательный мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием воспитательного процесса. Психолого-педагогический мониторинг - непрерывное, научно-обоснованное слежение за состоянием психологического здоровья учащихся, развитием их индивидуальных способностей. Медицинский мониторинг - непрерывное, научно обоснованное слежение за динамикой здоровья школьников.

Объекты мониторинга Объектом мониторинга является класс, учитель, учащийся, а также отдельные направления образовательного процесса.

Мониторинг образовательных результатов учащихся … классов обученность обучаемость творческие успехи Критерии: Мониторинг уровня обученности учащихся Мониторинг обучаемости учащихся Мониторинга творческих успехов учащихся Критерии: наличие ресурсов : методических; валеологических; ресурсов получения дополнительного образования; ресурсов образовательной среды. наличие ресурсов : методических; валеологических; ресурсов получения дополнительного образования; ресурсов образовательной среды. Мониторинг методических ресурсов Мониторинг ресурсов получения дополнительного образования Мониторинг ресурсов образовательной среды Динамика уровня творческого потенциала педагогов нагрузка учащихся; Критерии: нагрузка учителей; состояние здоровья учащихся состояние здоровья учащихся состояние здоровья учителей. состояние здоровья учителей. Мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей. Мониторинг нагрузки учащихся. Мониторинг нагрузки учителей.

Мониторинг как технология управления качеством обучения Для создания целостной системы мониторинга учебного процесса, позволяющей не только оценить работу ученика и учителя, но и целенаправленно планировать деятельность коллектива, в школе создано Положение о мониторинге, где определены цели, задачи, объекты мониторинга, направления, этапы, методы сбора и обработки информации Программа «Управление качеством образования в школе».

Мониторинг Педагогическая система ВЫЯВЛЕНИЕ Неуспешности неуспешности успешности Учитель ШМО Обобщение и распространение опыта Администрация Педсовет Выявление причин неуспешности Построение программы коррекции неуспешности

Организация мониторинга качества результатов У правленческие действия: Проектирование качества образования (планируемые результаты ) Диагностика и мониторинг (план и его реализация ) Анализ собранной информации П ринятие управленческих решений

Направления внутришкольного мониторинга: Уровень успеваемости, качества знаний, степени обученности учащихся. Организация процесса обучения (посещаемость учебных занятий, использование ИКТ, работа с мотивированными учащимися, со слабоуспевающими учащимися, с учащимися, обучающимися на дому). Уровень профессионального мастерства педагогов. Участие учеников школы и учителей в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Участие учеников школы и учителей в научно- исследовательской деятельности.

Учебный мониторинг 1. включает достижения по дисциплинам учебного плана (уровень обученности и уровень обучаемости). 2. Психологическое развитие. Здоровье. 3. Социализация личности, адаптация; воспитанность. 4. Физическое развитие. Здоровье. 5. Мониторинг мотивации обучения.

Механизм реализации мониторинга: Изучение удовлетворенности учащихся, родителей образовательным процессом в школе. Изучение личности обучающихся, его учебных возможностей, здоровья. Диагностика учебных достижений по дисциплинам.

Механизм реализации мониторинга В процессе мониторинга выявляются следующие вопросы: – достигается ли цель образовательного процесса; –существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с предыдущими результатами диагностики; – соответствует ли уровень требований и уровень сложности учебного материала учебным возможностям обучающихся; – существуют ли предпосылки для совершенствования работы учителя.

Два уровня мониторинга: Индивидуальный (осуществляет учитель отслеживание различных сторон учебного процесса: уровень развития обучающихся, состояние успеваемости, качество ЗУН). Внутришкольный – мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения в виде административных контрольных работ.

Внутришкольный мониторинг Входной контроль Итоговый контроль Промежуточ ный контроль Мониторинг качества обучения Полугодовые контрольные работы Тематический контроль Четвертные контрольные работы

Результаты контрольных работ рассматриваются на педагогических советах, совещаниях при директоре, ШМО. Процесс обучения становится не только отслеженным, но и целенаправленным.

Модель мониторинга качества образования 1. Диагностика усвоения и качества знаний учащихся должна проводиться в течение учебного года по основным учебным дисциплинам, по классам. 2. Обработка и анализ полученных результатов. По результатам диагностики составляются таблицы усвоения и качества знаний, затем представляются с помощью графиков и диаграмм. Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, сопоставление входных и итоговых показателей каждого этапа с результатами административных контрольных работ.

3. Коррекция. Меры по коррекции включают в себя: Встречи с родителями с указанием не только результатов обучения учащихся на каждом этапе и его текущих оценок, но и рейтинга по классу и тенденции успеваемости; обсуждение проблем учащихся на классных часах; обсуждение на заседаниях малого педагогического совета с приглашением родителей; формирование учебной мотивации; развитие профессиональных интересов; проведение дополнительных занятий по дисциплине с целью белее доступного изложения трудного материала; прогнозирование конечных уровней учебных достижений учащихся.

Диагностирование качества знаний и умений учащихся нуждается в систематическом отслеживании степени обученности с целью поэтапного решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваемом материале с последующей коррекцией в ходе учебного процесса и прогнозированием содержания и технологии обучения. При мониторинге успешности учебной деятельности выявляются определенные закономерности в деятельности преподавателей и учащихся, анализ которых позволяет выстраивать стратегию дальнейших действий. Этот позволяет представить учащихся не только как объект учебных действий, но и как субъект в организации учебного процесса.

Выводы и рекомендации: Педагогический мониторинг как средство управления и контроля учебно- воспитательным процессом обеспечивает учителя обратной связью об уровне усвоения учебного материала с помощью регулярного системного отслеживания степени или уровня обученности. В условиях инновационной деятельности педагогический мониторинг может стать механизмом в системе учебно- воспитательного процесса, который будет способствовать стимулированию, активизации, развитию учащихся, будет связан с предоставлением им большей свободы и ответственности.

Выводы и рекомендации: Качественный мониторинг можно провести в следующих условиях: 1. Тестовые задания должны быть составлены в соответствии с образовательными стандартами, программой изучения данного предмета, соответствующими учебниками. Итоговый мониторинг должен проводиться после того, как изучен весь учебный материал за текущий учебный год. Все задания обучающиеся должны выполнять самостоятельно, для этого должны быть созданы необходимые (1 ученик за партой, наличие необходимого количества различных вариантов). Количество заданий в тестах должно быть таким, чтобы «средний» ученик свободно уложился в отведённое время. Присутствующие ассистенты не должны мешать обучающимся разговорами, передвижениями по классу во время проведения мониторинга. Бланки для выполнения заданий должны быть достаточно простыми для их заполнения, особенно учащимися начальных классов.

Выводы и рекомендации: 2. Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса. 3. Наиболее существенные показатели в мониторинге можно выделить: - объективность оценки учителем знаний учащегося; - анализ результатов обучения; - выявление динамики успешности освоения предмета как отдельным учащимся, так и класса в целом; - выявление реального уровня квалификации педагога. 4. Объективность данных, полученных в ходе мониторинга, зависит: · от добросовестности людей, отвечающих за его исполнение; · от присутствия или отсутствия некоторых обучающихся в школе на момент проведения мониторинга (сильные ученики увеличивают средний балл, слабые – уменьшают)

Выводы и рекомендации: Таким образом, результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. Мониторинг качества образования является одним из основных инструментов, способствующих повышению эффективности управления школой.