СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА : ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ НОУ «Гимназия города Ступино», зам. директора по УВР Калинкина Ирина Ивановна, 23 июня 2014 г.
Срок реализации – 2 года ( сентябрь 2012 г. – июнь 2014 г. Объект исследования – процесс обучения на III ступени обучения в НОУ « Гимназия города Ступино ». Предмет исследования – организация обучения старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов, индивидуальных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов. Цель эксперимента – разработать новую модель организации обучения старшеклассников на основе ИУП, ИОП, ИОМ
Гипотеза – совершенствование форм организации образовательного процесса : составление ИУП, ИОП, ИОМ обеспечит возможность достижения учащимися уровня образованности, который необходим для реализации социального заказа ; позволит интегрировать содержание программ по предметам учебного плана, учебную и внеучебную деятельность учащихся ; приведет к широкому внедрению современных образовательных и ИКТ - технологий ; осуществит перенос акцента со знаниевого компонента на компетентностный.
Три этапа : подготовительный ( сентябрь - декабрь 2012 г.), практический ( январь май 2014 г.), аналитико - обобщающий ( июнь 2014 г.).
Подготовительный ( сентябрь - декабрь 2012 г.) Цель – создать условия, необходимые для организации обучения на основе ИУП Направления деятельности изучение федеральных, региональных документов, методической литературы, формирование нормативно - правовой базы ; анализ педагогических, программно - методических, материально - технических ресурсов ; проведение информационной работы среди педколлектива, родителей, учащихся ;
изучение образовательных запросов учащихся и их родителей ; разработка новой модели обучения, формы ИУП, памятки по ее составлению ; разработка новых рабочих программ по учебным предметам ; подбор методик и видов мониторинга для отслеживания количественно - качественных изменений
Практический ( январь май 2014 г.) Цель – апробировать новую модель обучения Направления деятельности заключение дополнительных соглашений с родителями ; рассмотрение и утверждение рабочих программ, ИУП ; составление расписания учебных занятий ; контроль за осуществлением новой модели обучения ; психолого - педагогическое сопровождение.
Аналитико - обобщающий ( июнь 2014 г.) Цель – анализ и обобщение полученных результатов. Направления деятельности описание хода и результатов освоения новой модели обучения ; обобщение и распространение инновационного опыта.
Результаты : Разработаны : программа экспериментальной деятельности, положение об индивидуальном учебном плане, рекомендации по составлению индивидуального маршрута обучения, примеры индивидуальных учебных планов, соглашение об индивидуальном учебном маршруте ; продумана и апробирована новая модель обучения, составлены анкеты для опроса родителей и учащихся
Проведены педагогические советы : « Совершенствование форм организации образовательного процесса : ИУП, ИОП, ИОМ » ( август 2012 г.) « Личностный рост учащихся как цель и результат образовательного и воспитательного процесса » ( ноябрь 2012 г.) « Средства и формы работы с « пограничными » детьми » ( январь 2013 г.) « Инновационные процессы в Гимназии. Теоретические, технологические и диагностические аспекты становления и развития нового качества образования » ( март 2013 г.)
« Мониторинг качества образования и технология его применения в образовательном и воспитательном процессе Гимназии » ( ноябрь 2013 г.) « Пути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности » ( январь 2014 г.) « Современные технологии проведения урока с учетом требований ФГОС » ( апрель 2014 г.)
100% учащихся поступают в ВУЗы ; качество обученности составляет в среднем 65 %; уровень обученности 100%
Интегрировано содержание рабочих программ по многим предметам учебного плана : русский язык и литература, история и обществознание, физика и математика, биология и химия, технология и информатика, ОБЖ и физическая культура
Широкое внедрение в деятельность педагогов и учащихся современных образовательных и ИКТ - технологий : проектное и проблемное обучение ( Дж., Дьюи, С. Т. Шацкий ); технология уровневой дифференциации ( В. В. Фирсов ); технология индивидуализации обучения ( И. Э. Унт, А. С. Границкая, В. Д. Шадриков ); педагогика сотрудничества ( С. Т. Шацкий )
Трудности малая выборка детей ; составление расписания ( много совместителей ); разработка нескольких программ ( разноуровневых ) учителями - предметниками ; освоение новых форм и методов взаимодействия.