Ярославль, 2014 © С.И. Курицина, старший методист ГОАУ ЯО ИРО Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения уровня педагогической компетентности участников
интеллигентность, высокий уровень образованности, профессиональная компетентность, высокая гражданственность. Критерии профессионального признания учителя в 20-х годах XX века
усиление внимания общества к приоритетности проблем образования, защита интересов учительства, профессионально-личностное самовыражение каждого конкурсанта. Ценностный потенциал конкурса в 90-х годах XX века
развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации; создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов; внедрение новых педагогических технологий в муниципальную и региональную сферы образования; замена административных методов оценки членов коллектива на объективные, основанные на результатах и результативности профессиональной деятельности; повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и учреждения в целом; развитие компетенций педагогов, их творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности и др. Положительные стороны конкурсов профессионального мастерства:
проблемы в организации трудового дня: учителю приходится уплотнять свой рабочий день и использовать массу личного времени для подготовки к конкурсу; стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу; негативное отношение к участникам конкурсов со стороны некоторых коллег, вместо создания атмосферы открытости, взаимопомощи и дружеского расположения. Издержки конкурсов профессионального мастерства:
владеющий на высоком уровне приемами и способами педагогической деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе её осуществления, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики, стимулирующий в обществе интерес к результатам своего труда. Современный педагог – это специалист
непрерывность деятельности сторон, заинтересованных в развитии профессионализма педагога; целостный подход к личности педагога, участвующего в конкурсах педагогического мастерства; направленность динамики профессионального развития конкурсанта на формирование мотива достижения успеха в конкурсе и в постконкурсный период. Научно-методическое сопровождение педагога - участника конкурса предполагает:
прогнозирование дальнейшей деятельности педагога; возможная перспектива изменений «Я»-концепции; утверждение профессиональной позиции; более глубокое осмысление личностных ценностей; необходимость роста профессиональной успешности. Профессиональное развитие конкурсанта в постконкурсный период:
сохранение позитивного в приобретенной стратегии профессиональной деятельности конкурсанта; восполнение имеющегося дефицита знаний, в том числе, и в области преподаваемого предмета и обогащение методологического и технологического инструментария; корректировка негативных профессиональных установок. Научно-методическое сопровождение должно обеспечивать:
«Лучший учитель»; «Лучший классный руководитель»; «Лучший педагог-организатор школы»; «Лучший наставник»; «Лучший руководитель методобъединения»; «Лучший педагог-исследователь»; «За вклад в развитие школы»; «За вклад в развитие воспитательной работы»; «За развитие системы образования района» и др. Номинации на уровне образовательного учреждения
содержания и сложности конкурсных заданий; условий конкурса; порядка выдвижения участников; метода определения победителей; вознаграждения лауреатов. Решение вопроса зависит
выявление наиболее перспективного педагогического опыта; стимулирование деятельности по решению проблем района; формирование коллективных требований к работе кадров и др. Содержание конкурсов для решения конкретных задач муниципального района:
п/п Муниципальный район Количество участий в областных этапах и региональных конкурсах профессионального мастерства (кол-во чел.) Доля участников областных (региональных) конкурсов от общего числа педагогических работников района (%) 1. Большесельский 21,7 2. Борисоглебский 42,3 3. Брейтовский Гаврилов-Ямский Даниловский 93,3 6. Любимский 2518,8 7. Мышкинский 32,6 8. Некоузский 83,9 9. Некрасовский 136,5 10. Первомайский 85,3 11. Переславский 42,3 12. г. Переславль-Залесский 187,3 13. Пошехонский 168,6 14. Ростовский 254,4 15. г. Рыбинск 463,7 16 Рыбинский МР 258,6 17. Тутаевский 347,6 18. Угличский 296,2 19. Ярославский г. Ярославль 1143 Всего 4454,4 Количество участий муниципальных районов в областных этапах и региональных конкурсах профессионального мастерства ( гг.)
изменение подходов к организации методической работы с педагогами и руководителями как системы; обеспечивающей соответствие новым требованиям; подходы к ресурсному обеспечению организации конкурсных мероприятий; требования к научно-методическому и организационному сопровождению педагогов и руководителей образовательных организаций в процессе подготовки и проведения конкурсов; определение единых подходов к системе оценки уровня профессиональной компетентности педагогов и руководителей образовательных организаций; необходимость создания интегративной модели конкурсов профессионального мастерства в Ярославской области. Вопросы для обсуждения