ГАОУ СПО НСО Черепановский педагогический техникум Методический семинар «Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности студентов 1 курса при изучении дисциплин общеобразовательного цикла»
Учебный план 1 курса (гуманитарный профиль) Школа базовые 1. Иностранный язык 2. Обществознание (вкл. экономику и право) 3. Математика 4. Информатика и ИКТ 5. География 6. Естествознание 7. Искусство (МХК) 8. Физическая культура 9. ОБЖ Школа профильные 10. Русский язык 11. Литература 12. История
А как у Вас?
План работы Аксёненко И.В. Теоретическое обоснование исследовательской и проектной деятельности старших школьников. Кучевская Т.Г. Анализ ФГОС СОО: определение позиций исследовательской и проектной деятельности в образовательном процессе. Обсуждение проблемных вопросов по организации выполнения и защиты индивидуальных проектов.
Теоретическое обоснование исследовательской и проектной деятельности старших школьников Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения): - Игровые технологии -Проблемное обучение -Технология современного проектного обучения -Интерактивные технологии. -Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) -Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов) Селевко Г.К
Теоретическое обоснование исследовательской и проектной деятельности старших школьников. А.В. Леонтович А.С. Саввичев Методические рекомендации Требования и критерии оценивания Презентация на конференции Москва «ВАКО» 2014
Теоретическое обоснование исследовательской и проектной деятельности старших школьников. «Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении». «Проект направлен на создание того, чего ещё не существует и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации».
Н овое знание Ц ель – определение, изучение, получение данных… Р езультат неизвестен П рактическое применение полученных знаний не имеет определяющего значения Н ачинается с основополагающего актуального вопроса Н овый объект Ц ель – создание, построение, достижение… Н аличие замысла Р ешение конкретных задач (технологических, идеологических, творческих и др.) К ритерий результативности – практическая значимость Исследование Проект
Связь понятий исследованиепроект Нет исследования без проектирования Нет проекта без исследования
Этапы исследования Концептуализация (замысел, проблема) Целеполагание Подбор методов и средств Планирование Оценка результатов Выводы и их интерпретация Этапы проекта
Деятельность учителя и обучающихся Для ученика исследование – причастность к деятельности (личностный рост). Для учителя исследование ученика – творческий педагогический проект
Резюме Сегодня содержание образования должно стать научно-практическим. ФГОС открывает широкие перспективы для реализации проектно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях.
План работы Аксёненко И.В. Теоретическое обоснование исследовательской и проектной деятельности старших школьников. Кучевская Т.Г. Анализ ФГОС СОО: определение позиций исследовательской и проектной деятельности в образовательном процессе. Обсуждение проблемных вопросов по организации выполнения и защиты индивидуальных проектов.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З Зарегистрирован Минюстом России , рег «17» мая 2012 г Москва 413 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования В соответствии с пунктом Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, 21, ст. 2603; 26, ст. 3350; 2011, 6, ст. 888; 14, ст. 1935; 28, ст. 4214; 37, ст. 5257; 47, ст. 6650, ст. 6662; 2012, 7, ст. 861, ст. 868; 14, ст.1627; 15, ст.1796), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, 9, ст. 1110), п р и к а з ы в а ю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа. Исполняющий обязанности Министра А.А. Фурсенко
Смотрим документы… ищем информацию об исследовательской и проектной деятельности
Практическая работа ФГОС ПООП
1. Формирование учебных планов образовательного учреждения, в том числе профилей обучения и индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществляется из числа учебных предметов из следующих обязательных предметных областей: Предметная область «Филология», включающая учебные предметы: - «Русский язык и литература» (базовый и углубленный уровни); - «Родной (нерусский) язык и литература» (базовый и углубленный уровни). - Предметная область «Иностранные языки», включающая учебные предметы: - «Иностранный язык» (базовый и углубленный уровни); - «Второй иностранный язык» (базовый и углубленный уровни).
Предметная область «Общественные науки», включающая учебные предметы: - «История» (базовый и углубленный уровни); - «География» (базовый и углубленный уровни); - «Экономика» (базовый и углубленный уровни); - «Право» (базовый и углубленный уровни); - «Обществознание» (базовый уровень); -«Россия в мире» (базовый уровень). Предметная область «Математика и информатика», включающая учебные предметы: - «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (базовый и углубленный уровни); - «Информатика» (базовый и углубленный уровни).
Предметная область «Естественные науки», включающая учебные предметы: - «Физика» (базовый и углубленный уровни); - «Химия» (базовый и углубленный уровни); - «Биология» (базовый и углубленный уровни); - «Естествознание» (базовый уровень). Предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», включающая учебные предметы: - «Физическая культура» (базовый уровень); - «Экология» (базовый уровень); -«Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень). * В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые образовательным учреждением (например, «Астрономия», «Искусство», «Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края») в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения.
1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности
Предметный перечень ООО Формирование универсальных учебных действий Формирование ИКТ-компетентности обучающихся Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности Стратегии смыслового чтения и работа с текстом Русский язык Литература Иностранный язык. Второй иностранный язык История России. Всеобщая история Обществознание География Математика. Алгебра. Геометрия Информатика Физика Биология Химия Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности
ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выпускник ООО научится: 1. планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; 2. выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; 3. распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; 4. использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; 5. использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выпускник научится: 6. использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; 7. ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; 8. отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; 9. видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выпускник получит возможность научиться: 1. самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; 2. использовать догадку, озарение, интуицию; 3. использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; 4. использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; 5. использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; 6. использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность; 7. целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; 8. осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Резюме ФГОС определяет требования к содержанию, результатам, условиям реализации основной образовательной программы, среди которых проектная деятельность и её результат рассматривается как итоговая аттестация. ПООП отражает требования к организации и содержанию исследовательской или проектной деятельности, особенности оценки индивидуального проекта.
Методическое задание 1. Сформулируйте возможную тему исследовательской работы или проекта по предмету. (Возможно, они есть в РП) 2. Определите личностные, метапредметные и предметные результаты, достижению которых будет способствовать выполнение проектного задания. 3. Подумайте, как скорректировать РП СПО по УД с учётом требований ФГОС СОО.
Проблемные ситуации сегодняшнего дня Необходимость корректировать РП Включение всех обучающихся в исследовательскую и (или) проектную деятельность Организация руководства УИД (выполнение и защита): кто? в какое время? за счёт каких средств?... Базовый уровень подготовки части обучающихся оставляет желать лучшего… …
Формы защиты проекта Сообщение на НПК Публикация на официальном сайте и других СМИ Презентация на уроке Участие в конкурсах Участие в выставках Проведение урока по теме Творческий отчёт Оформление стенда Собеседование Использование продукта в практической деятельности
А как у Вас?
Проблемные ситуации сегодняшнего дня Необходимость корректировать РП Включение всех обучающихся в исследовательскую и (или) проектную деятельность Организация руководства УИД: кто? в какое время? за счёт каких средств?... Базовый уровень подготовки части обучающихся оставляет желать лучшего… …
А как у Вас?
Новый учебный план для 11 группы
А как у Вас?