Кузнецов А.Ю. Хабаровский край г. Комсомольск-на-Амуре Технология педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы
Мастеров готовят только в Мастерских ! Ученик вливается в работу самостоятельно Мастер работает, ученик учится ему помогать, ученик учится ему помогать, вживаясь в режим работы Ученик чувствует: я могу! я могу так тоже!!! УЧЕНИК – МАСТЕР
1. Проблема раскрытия творческого потенциала личности 2. Поиск новых форм и методов организации занятий 3. Повышение качества образования
1. Основной целью применения технологии педагогических мастерских является развитие творческого потенциала личности 2. Создание условий для успешного формирования личного образовательного пространства, в котором человек становится творцом (автором) своей судьбы – ценностное основание применения технологии педагогических мастерских
Поль Ланжевен Анри Валлон Жан Пиаже Анри Бассис Д.Г. Левитес Г.А. Мейчик
1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя 2. Безоценочность, право каждого участника на ошибку 3. Предоставление свободы в рамках принятых правил 4. Право выбора на разных этапах мастерской 5. Право самостоятельности действий 6. Право не участвовать на этапе предъявления результата. 7. Большой элемент неопределенности 8. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества 9. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская 10. Ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя
7. Рефлексия 7. Рефлексия 6. Разрыв 6. Разрыв 5. Афиширование 5. Афиширование 4. Социализация 4. Социализация 3. Социоконструкция 3. Социоконструкция 2. Самоконструкция 1. Индукция
На этапе создаётся мотивация для активного творчества и исследования. Индуктор (индикатор): слово, стихотворение, неизвестное понятие, предмет, животное, человек, картина, историческое события, необычный шум, звук, музыкальный отрывок, загадка, необычное задание
Учащийся ищет решение проблемы самостоятельно, исходя из своего жизненного опыта, знаний и умений Учащийся ищет решение проблемы самостоятельно, исходя из своего жизненного опыта, знаний и умений Каждый ученик высказывает свою точку зрения на вопрос, предлагает пути решения проблемы Каждый ученик высказывает свою точку зрения на вопрос, предлагает пути решения проблемы Мастер фиксирует гипотезы Мастер фиксирует гипотезы
Формирование пар на основе сходства взглядов на проблему Формирование пар на основе сходства взглядов на проблему Сопоставление своего опыта с опытом товарища, Сопоставление своего опыта с опытом товарища, корректировка информации корректировка информации
Объединение пар в малые группы Объединение пар в малые группы Выработка общей точки зрения, разработка модели/проекта Выработка общей точки зрения, разработка модели/проекта Поддержка атмосферы сотрудничества и взаимопомощи Поддержка атмосферы сотрудничества и взаимопомощи мастером мастером
Презентация, представление, демонстрация полученных результатов (тексты, рисунки, схемы, проекты и т.д.) Презентация, представление, демонстрация полученных результатов (тексты, рисунки, схемы, проекты и т.д.) Защита творческого коллективного опыта Защита творческого коллективного опыта Демонстрация мастером своего продукта Демонстрация мастером своего продукта
Преодоление внутреннего противоречия между старым Преодоление внутреннего противоречия между старым и новым знанием и новым знанием Работа с дополнительной информацией Работа с дополнительной информацией (словарь, учебник, интернет и т.д.) (словарь, учебник, интернет и т.д.) Открытие нового, озарение Открытие нового, озарение
Высказывание учащихся о важном и значимом на занятии: обмен впечатлениями, обмен впечатлениями, идеями, идеями, оценка своей оценка своей и коллективной деятельности и коллективной деятельности
Все участники образовательного процесса равны Отсутствие оценки, соревнования, соперничества Самостоятельное включение ученика в процесс познания Сочетание индивидуальной и коллективной работы
Важность не результата творческого поиска, а его процесса Предоставление участникам мастерской права выбора материала, вида деятельности Язык – важнейший материал для работы Нравственная ответственность каждого за свой выбор, деятельность и её результаты
Результативность применения технологии Учащиеся - чаще делают инсценировки -охотнее выпускают стенные газеты по разным предметам -Увеличилось количество членов творческих коллективов (хор, вокальные и театральные студии, художественные школы -Повысилась культура общения -Повысилось качество успеваемости
учащихся 7 Б класса с 2011 по 2014 год
Белова Н.И. Я знание построю в мастерской. Из опыта работ – СПб.,1994. Ерёмина Т.Я. Как понять текст? Мастерская построения знаний // Литература. 8, Ерёмина Т.Я. От литературной «мастерской» к экзамену по русскому языку // Литература, 20, Мухина И.А. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта. СПб.,2002. Окунев А.А. Как учить не уча, или сто мастерских по математике, литературе и для начальной школы.-СПб.:Питер Пресс, Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т.- М.:НИИ школьных технологий, Степанова Г.В. Педагогические мастерские: Поиск, практика, творчество. СПб., Степихова В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей: Методическое пособие.-СПб.: СПбГУПМ, 2002.