Профессиональная компетентность как условие обеспечения нового качества образования
Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека (Проект Закона «Об образовании»)
Компетентность (лат. – надлежащий, способный) – совокупность знаний, умений в определённой области. С.И.Ожегов
Профессиональная компетентность – способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции В.Р.Веснин
Знания, умения, навыки Набор операционных умений Сумма технологий, методов, приёмов Высокий профессионализм Опыт педагогической деятельности Педагогическая компетентность – совокупность знаний, умений, навыков, осведомлённости, авторитетности в области педагогики.
Профессиональная компетентность Функциональная Интеллектуальная Ситуативная Социальная
Коммуникативная компетентность Информационная компетентность Регулятивная компетентность Интеллектуально-педагогическая компетентность
Наличие знаний для успешной деятельности Набор операционных умений Владение алгоритмами решения трудовых задач Способность творческого подхода Навыки общения с коллегами и воспитанниками Качественное выполнение своей проф. деят-ти Способность разрешать создавшуюся проблему Поддержание профессионального уровня
Компетенция в области управления исследовательской деятельностью Психолого – педагогическая компетенция Компетенция в области управления трансляцией собственного опыта Коммуникативная компетенция Компетенция в области валеологии Компетенция в области управления системой «учитель-ученик» Предметно – методологическая компетенция Акмеологическая компетентность
Каким же образом педагог может повышать свою профессиональную компетентность?
1 этап Выявление уровня профессиональной компетентности педагога -диагностирование, тестирование; -определение путей совершенствования профессиональной компетентности
2 этап Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.
- Самообразование. - Работа в МО, в творческих группах. Работа в МО, в творческих группах. - Повышение квалификации. - Обобщение и распространение опыта Обобщение и распространение опыта - Участие в педагогических конкурсах, Участие в педагогических конкурсах, создание собственных публикаций. - Разработка системы стимулирования деятельности учителя.
Формы индивидуальной работы педагога, направленные на формирование и развитие профессиональных компетенций Прикрепление к педагогу-наставнику или работа в качестве педагога-наставника. ПК по предметной дидактике или другим направлениям Годовая тема самообразования с обобщением Организация и ведение проектной деятельности… Система открытых мероприятий Работа в проблемно-творческой группе
Формы индивидуальной работы педагога, направленные на формирование и развитие профессиональных компетенций Участие в тренингах, деловых играх, организованных в ДОУ. Разработка комплектов развивающих заданий Разработка нового дидактического обеспечения Разработка и апробация авторских учебных программ Разработка и апробация учебно-методических комплектов
Формы индивидуальной работы педагога, направленные на формирование и развитие профессиональных компетенций Описание открытых мероприятий с максимальной дифференциацией деятельности воспитанников. Обобщение статей периодики с обобщением на… Описание собственного опыта и обобщение его на НМС, МО. Работа по проектированию здоровьесберегающей образовательной среды
стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; повышение эффективности и качества педагогического труда; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений; определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
Устная или письменная оценка руководителей или коллег.. Вы можете сами составить анкету для оценки вашей профессиональной компетенции и попросить коллег оценить вас. Личная профессиональная самооценка. Экспертное профессиональное тестирование. Аттестация Участие в решении сложных профессиональных задач. Профессиональные соревнования и конкурсы Решение заданий из учебников и методических пособий для специалистов вашей отрасли. Субъективная самооценка по заявленным в предлагаемых вакансиях параметрам профессиональной компетенции.
Общекультурные К.Социальные К.Личностные К.Специальные К. 1. Понимание роли культуры (науки, искусства, религии) в развитии личности, общества, природы. 2. Организация и управление исследовательск ой деятельностью. 1. Владение стратегиям и и опытом решения профессио нальных задач. 2. Способнос ть адаптирова ться в новых условиях. 3. Обладание навыками межличнос тных отношений. 1. Инновативно сть. 2. Самостоятел ьность в работе. 3. Потребность в самоактуализ ации. 4. Инициативно сть. 5. Здоровый образ жизни. 1. Аналитически е. 2.Проективные. 3. Прогностичес кие. 4. Ориентационн ые. 5. Коммуникатив ные. 6. Информацион ные. 7. Педагогическа я техника.
В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя.