Индивидуальный образовательный маршрут Екимова Н.В., методист центра воспитания и дополнительного образования детей БелИПКППС
Индивидуальный образовательный маршрут это целенаправленно дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Индивидуальный образовательный маршрут это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Индивидуальный образовательный маршрут Определяется: образовательными потребностями, индивидуальными способностями, возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы).
«Я выбираю вид деятельности для изучения»
прогнозирование
«Я выбираю вид деятельности для изучения» прогнозирование Индивидуальный учебный план
«Я выбираю вид деятельности для изучения» «Я составляю программу образовательной деятельности» прогнозирование Индивидуальный учебный план
«Я выбираю вид деятельности для изучения» «Я составляю программу образовательной деятельности» прогнозирование проектирование Индивидуальный учебный план
«Я выбираю вид деятельности для изучения» «Я составляю программу образовательной деятельности» прогнозирование проектирование Индивидуальный учебный план Индивидуальная образовательная программа
«Я выбираю вид деятельности для изучения» «Я составляю программу образовательной деятельности» «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа» прогнозирование проектирование Индивидуальный учебный план Индивидуальная образовательная программа
«Я выбираю вид деятельности для изучения» «Я составляю программу образовательной деятельности» «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа» прогнозирование проектирование конструирование Индивидуальный учебный план Индивидуальная образовательная программа
«Я выбираю вид деятельности для изучения» «Я составляю программу образовательной деятельности» «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа» прогнозирование проектирование конструирование Индивидуальный учебный план Индивидуальная образовательная программа Индивидуальный образовательный маршрут
«Я выбираю вид деятельности для изучения» «Я составляю программу образовательной деятельности» «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа» прогнозирование проектирование конструирование Индивидуальный учебный план Индивидуальная образовательная программа Индивидуальный образовательный маршрут
«Я выбираю вид деятельности для изучения» «Я составляю программу образовательной деятельности» «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа» прогнозирование проектирование конструирование Индивидуальный учебный план Индивидуальная образовательная программа Индивидуальный образовательный маршрут
Одним из ценностных приоритетов системы дополнительного образования детей, является создание образовательных программ нового поколения. Содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в ее рамках для каждого воспитанника индивидуального маршрута развития.
Типы структурирования материала
1 тип - позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному.
2 тип - в структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий.
3 тип - один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности воспитанников.
Эффективность разработки ИОМ Условия: 1. осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ; 2. осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ обучающимся; 3. активное включение обучающегося в деятельность по созданию ИОМ; 4. организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.
Выбор того или иного ИОМ Определяется комплексом факторов: особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; возможностями удовлетворить образовательные потребности одаренной личности; ресурсными возможностями.
Выбор ИОМ может осуществляться в трех плоскостях Совершенствование в выбранной сфере деятельности Повышение функциональной грамотности по предмету Осмысление дальнейшего пути получения образования (кем быть?, каким быть?)
Структура индивидуального образовательного маршрута Компоненты: целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе мотивов и потребностей обучающегося); содержательный (обоснование структуры и отбор содержания разделов и тем, их систематизация и группировка, установление внутренних связей); технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания); диагностический (определение системы диагностического сопровождения); организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).
Специалист в области одаренных детей Джон Рензулли 1. Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и способности). 2. Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению. 3. Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы. 4. Предусмотреть участие родителей. 5. Определить способы оценки успехов воспитанника.
Схема построения индивидуального образовательного маршрута 1. Диагностика уровня развития и степени выраженности личностных качеств обучающегося. 2. Определение целей и задач. 3. Разработка учебно-тематического плана (отбор тематики, определение предполагаемого конечного результата и формы его представления). 4. Определение содержания. 5. Определение времени. 6. Определение роли родителей. 7. Интеграция с другими специалистами. 8. Определение способов оценки успехов обучающегося.
Первый этап «…» Методики диагностики уровня развития способностей и одаренности Методика использования личной карточки одаренного ребенка; Шкала детских способностей Маккарти; Тесты креативности Дж. Гилфорда, направленные на оценку дивергентных способностей; Методики, направленные на выявление организаторских способностей; Тест креативного потенциала Р. Хофнера и Ю. Хеменвей; Тест когнитивных умений; Экспресс-методика А.Г. Азарян; Анкета для родителей; Пожелания воспитанника; И другие.
Второй этап Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута.
Третий этап «Разработка учебно-тематического плана» Педагогу необходимо совместно с обучающимся и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы обучающегося, его возможности и поставленные цели.
Четвертый этап «Определение содержания, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов» Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.
Качество личности Характеристика качества личности Методы и формы 1. Любопытство – любознательность – познавательная потребность Любопытство характерно для каждого ребенка и одаренного и обычного. Любознательность – признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одаренным детям в большей степени, чем их нормальным сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Исследовательская деятельность. 2. Сверхчувствител ьность к проблеме Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания. 3. Оригинальность мышления Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а так же способность разрабатывать существующие идеи, что особенно ценится в художественном творчестве. Работа по разработке новых идей или уже существующих.
Пятый этап - «Определение времени» В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим обучающимся срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.
Шестой этап «Определение роли родителей обучающегося в реализации маршрута» Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной деятельности со своим ребенком.
Седьмой этап «Интеграция с другими специалистами» Проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно- тематического плана, необходимо решить нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным обучающимся других специалистов.
Восьмой этап «Определение способов оценки и самооценки успехов обучающегося» Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с обучающимся. Проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута.
Схема самоанализа обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту 1. Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?). 2. Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?). 3. Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?). 4. Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо еще сделать?).
Индивидуальный образовательный маршрут обучения 1. Титульный лист 2. Пояснительная записка 3. Учебный план ИОМ 4.Календарно-тематический план ИОМ 5.Учебно-методические средства обучения
Пояснительная записка актуальность, педагогическая целесообразность; актуальность, педагогическая целесообразность; цель и задачи; цель и задачи; сроки реализации ИОМ; сроки реализации ИОМ; … формы и режим занятий; формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы их проверки (знать/понимать, уметь). ожидаемые результаты и способы их проверки (знать/понимать, уметь).
Учебный план ИОМ п/п Название раздела (модуля) ФИО педагога Кол-во часов Результаты Итого:
Календарно-тематический план ИОМ п/п Раздел ИОМ, тема Содержание и форма изучения Форма отчета/демонстр ация результатов Сроки
Учебно-методические средства обучения учебные, методические пособия для педагога и обучающегося (дидактический, информационный, справочный материал на различных носителях, оборудование и т. д.); список основной и дополнительной литературы.
Спасибо за внимание!