Заместитель директора НфИ КемГУ по УОР, канд. ист. наук Любовь Степановна Борина
Переход на уровневую подготовку 2003 г. Россия ратифицировала Болонскую конвенцию г. Федеральные законы о введении уровневой подготовки 2010 г. утверждены новые образовательные стандарты 2011 г. переход на болонскую систему 2014 г. модернизация ФГОС-3: ФГОС-3 + (проекты)
Уровни (ступени)высшего образования ФГОС год Высшее образование - бакалавриат (степень); Высшее образование – магистратура (степень). Высшее образование – специалитет год Академический и прикладной бакалавриат
Компетенция как результат обучения - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной профессиональной деятельности. Знать; Уметь; Владеть. Образование должно стать «практичным»
ГОС-2 ЕНОБЩИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1500 ЕН.Ф.00Федеральный компонент 1200**/ 1350* ЕН.Ф.01Математика Аналитическая геометрия и линейная алгебра; последовательности и ряды; дифференциальное и интегральное исчисления; векторный анализ и элементы теории поля; гармонический анализ; дифференциальные уравнения; численные методы; функции комплексного переменного; элементы функционального анализа; вероятность и статистика: теория вероятностей, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных. 600
ФГОС-3
(ФГОС 3+)
ФЗ Об образовании в РФ 273-ФЗ от Ст Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: результатам освоения основных образовательных программ. условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям; 4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
Результаты освоения ОК – общекультурные компетенции; ОПК – общепрофессиональные компетенции; ПК – профессиональные компетенции; ППК – профессионально- прикладные компетенции (всего компетенций) 1. Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1) 2. Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2) 3. Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3) 4. Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4) 5. Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5) 6. Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6) 7. Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) 8. Способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8) 9. Способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9)
Результаты освоения 5.3. Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК): Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата: по 1-3 компетенции на каждый вид деятельности Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» должен обладать профессионально-прикладными компетенциями (ППК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата.
Структура Таблица с обязательными предметами убрана из стандарта в связи отсутствием соответствующих требований в Законе об образовании (статья 11)
ГПРО «Развитие образования» на гг. …Программы прикладного бакалавриата должны обеспечить получение прикладных квалификаций. …К 2018 году доля прикладных бакалавров должна составить не менее 30 процентов в общей численности обучающихся в образовательных учреждениях по программам высшего профессионального образования. ….Прикладной бакалавриат позволит ликвидировать социальный разрыв между присущим выпускникам вузов повышенным социальным статусом и потребностью рынка труда в рабочих кадрах, умеющих работать на высокотехнологичном оборудовании.
Это образовательная квалификация присваиваемая выпускнику, закончившему основную образовательную программу высшего образования уровня бакалавриата, обладающего компетенциями по решению технологических задач в различных сферах социально-экономической деятельности, готового приступить к профессиональной деятельности сразу после окончания вуза. ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВР
Основные отличительные особенности программ прикладного бакалавриата связаны с ориентацией на конкретного работодателя, который: принимает непосредственное участие в проектировании и реализации образовательных программ, организует производственные практики, объем которых увеличен в полтора - два раза в сравнении с программами академического бакалавриата. В программы прикладного бакалавриата встраивается дуальное обучение предусмотрено присвоение квалификаций рабочего или должности служащего по профилю подготовки; в структуру программ заложены элементы сопряжения с профессиональными программами соответствующего профиля (программы СПО)
Бакалавриат по ФГОС-3+ Академический Прикладной 4.2. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»: научно-исследовательская деятельность; проектная деятельность; организационно-управленческая деятельность; педагогическая деятельность Профессиональные задачи 4.2. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»: производственно- прикладная деятельность 4.3. Профессиональные задачи
условия ПОРЯДОК организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (Приказ Минобрнауки России от N 1367) При описании содержания практики, проводимой при реализации программы бакалавриата с присвоением выпускникам квалификации «прикладной бакалавр», в составе практики выделяются разделы, обеспечивающие получение обучающимися квалификационных разрядов по одной или нескольким профессиям рабочих (должностям служащих). При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. При реализации образовательных программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий. При реализации образовательных программ может применяться сетевая форма, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
Возможности ФГОС-3+ для проектирования ООП Нет обязательного перечня дисциплин, кроме дисциплин «История», «Философия», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура»( 400 ч.) Возможность для ОО целенаправленного выбора дисциплин предметного содержания для формирования требуемых компетенций. В стандарте от 20 до 30 компетенций ОО может самостоятельно вводить (добавлять) новые компетенции
Требования к проектированию учебной дисциплины – дисциплины базовой части, формирующие ОК, могут быть унифицированы для всех ООП по перечню и объему; – в рамках направлений можно унифицировать базовый набор дисциплин, формирующих ПК; – отбор дисциплин ООП производить от компетенций (ООП РУП); – на практики максимальное количество ЗЕ с разработкой качественной программы практики; – перейти на управление ООП.