1 МКОУ ДПО «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Цель аттестации подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности или установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) 2
Задачи аттестации стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; повышение эффективности и качества педагогического труда; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений; определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников 3
Нормативно-правовая база аттестации Положение «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. 209); Разъяснения Минобрнауки по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений от г /46; Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. 761 н «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих». 4
Два вида аттестации педагогических работников ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ на соответствие занимаемой должности ДОБРОВОЛЬНАЯ на первую и высшую категории 5
6
решения аттестационной комиссии при подтверждении соответствия занимаемой должности при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям соответствует занимаемой должности (указывается должность) НЕ СООТВЕТСТВУЕТ занимаемой должности (указывается должность) уровень квалификации (указывается должность) СООТВЕТСТВУЕТ требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационно й категории уровень квалификации (указывается должность) НЕ СООТВЕТСТВУЕТ требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории может быть расторгнут трудовой договор с работником (п.3 ч.1 ст.81 ТК РФ). Увольнение допускается если невозможен перевод работника с его письменного согласия (с учетом состояния его здоровья) на др. имеющуюся у работодателя работу ( ч.3 ст.81 ТК РФ). сохраняется первая квалификацио нная категория до завершения срока ее действия отсутствии первой квалификационной категории аттестация на первую квалификационную категорию подтверждение соответствия занимаемой должности уровень квалификации (указывается должность) НЕ СООТВЕТСТВУЕТ требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории наличие первой квалификационн ой категории 7
Аттестационная стратегия и тактика. Программа-минимум Познакомиться с правилами аттестации (изучить нормативные документы), аттестационные ресурсы. Определить особенности своей аттестации (категория, форма, сроки и т.д.). Найти ответственного в ДОУ, в районе, посетить консультации. Начать подготовку: составить план действий и сроки. Пообщаться с теми, кто уже прошел процедуру аттестации, учесть их опыт. Составить список затруднений и вопросов и снова посетить консультации. 8
Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания; имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ, показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации. 9
Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: имеют установленную первую квалификационную категорию; владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности, имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ, показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания. 10
Критерии сформированности компонентов педагогической деятельности Компоненты деятельности Критерии оценки Эмоционально – психологический сформированность эмоционально–психологической культуры педагога (эмоциональная восприимчивость, развитие эмоциональной сферы у обучающихся и др.) Регулятивныйсформированность организационной культуры педагога (выполнение должностных обязанностей нормативного характера и др.) Социальныйсформированность социальной культуры педагога (культура работы с информацией, развитие коммуникативных качеств, ориентация на общественные требования) Аналитическийсформированность аналитической культуры педагога (способность к аналитической деятельности, к анализу результатов своей профессиональной деятельности) Творческийсформированность креативной культуры педагога (способность к проектной деятельности) Самосовершен ствования сформированность культуры самосовершенствования (способность к профессиональному росту) 11
Лист экспертной оценки Компо ненты дея тель ности Показатели 0 баллов – показатель не проявляется; 1 балл – единичное проявление показателя; 2 балла – оптимальное проявление показателя Баллы Эмоционально- психологический 1. создает благоприятный психологический климат в коллективе воспитанников (педагогов), атмосферу взаимопонимания, толерантности, взаимопомощи 2. Ориентируется в педагогической деятельности на знание об интересах и потребностях воспитанников в педагогической деятельности 3. формирует социальную, познавательную мотивацию воспитанников 4. обладает педагогическим тактом, культурой речи Регулятивный 5. обосновывает профессиональную деятельность с позиции нормативно-правовых документов 6. ориентирует цели профессиональной деятельности на формирование интегративных качеств, на личностное развитие воспитанников (профессиональный рост педагогов) 7. успешно реализует рабочую программу по предмету деятельности 8. имеет стабильные результаты освоения всеми воспитанниками образовательных программ 12
Лист экспертной оценки Компо ненты дея тель ности Показатели 0 баллов – показатель не проявляется; 1 балл – единичное проявление показателя; 2 балла – оптимальное проявление показателя Баллы Социальный 9. развивает коммуникативные качества у воспитанников (педагогов), формирует коллектив 10. применяет дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению и воспитанию, сопровождение воспитанников с особыми образовательными потребностями 11. использует в профессиональной деятельности информационно – коммуникационные технологии 12. имеет свидетельства общественного признания профессиональных успехов (участие в выставках, грамоты, благодарности, публикации в СМИ и др.) Аналитический 13. эффективно внедряет в образовательный процесс современные образовательные технологии (здоровьесберегающие, игровые, развивающие и др.) 14. разрабатывает дидактические и методические, контрольно – измерительные материалы в соответствии с требованиями Основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения 15. имеет стабильные результаты освоения воспитанниками общеобразовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в Свердловской области 16. осуществляет мониторинг образовательных достижений воспитанников на уровне сформированности интегративных качеств, личностного развития воспитанников 13
Лист экспертной оценки Компо ненты дея тель ности Показатели 0 баллов – показатель не проявляется; 1 балл – единичное проявление показателя; 2 балла – оптимальное проявление показателя Баллы Творческий 17. вносит личный вклад в повышение качества образования на основе инновационной деятельности 18. воспитанники (педагоги) вовлечены в творческую проектную деятельность 19. воспитанники (педагоги) становятся победителями или призерами творческих конкурсов 20. участвует в муниципальных или региональных профессиональных конкурсах Самосовершенствова ния 21. активно распространяет собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания 22. обобщает опыт проектно – исследовательской деятельности в научно - методических разработках, публикациях на уровне района, города, области 23. повышает уровень профессиональной квалификации 24. является экспертом по профилю профессиональной деятельности на уровне района, города 14