Педагогическая инноватика как наука об изменениях в образовательных системах Кафедра педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО
Педагогическая инноватика как наука - это Междисциплинарная научная дисциплина, исследующая проблематику эффективности процессов изменений образовательных систем (инновационных процессов). Учение о создании (проектировании) педагогического новшества, его оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике. Объект педагогической инноватики процессы создания, распространения и освоения новшеств в образовательных системах Предмет педагогической инноватики это закономерные связи между эффективностью инновационных процессов и определяющими ее факторами, а также способы воздействия на эти факторы с целью повышения эффективности изменений Общая задача педагогической инноватики изучение зависимости эффективности процессов создания, распространения и освоения новшеств от строения инновационной деятельности, способов ее осуществления, свойств ее компонентов, внешних условий ее осуществления и создание средств повышения эффективности этой деятельности
Общее представление объекта педагогической инноватики и его отношений с образовательной деятельностью Инновационная деятельность Распространение новшеств Создание новшеств Внедрение новшеств Образовательная деятельность Выявленные потребности в изменениях Нововведения
Анализ понятийного пространства инновационной деятельности Нововведение Инновационная школа Инновационная деятельность Инновационный процесс Новшество Инновация Понятийное пространство педагогической инноватики как науки Инновационноеобразование
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Инновационная деятельность Инновационная деятельность - процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности. Инновация (нововведение) Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация -продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация - процесс). Инновационный потенциал Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Инновационная сфера Инновационная сфера - сфера деятельности производителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций. Инновационный проект Инновационный проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение нового вида продукции или технологии с целью получения прибыли или иного полезного эффекта. Инновационная программа Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная) - комплекс инновационных проектов и мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий). Государственная инновационная политика Государственная инновационная политика - определение органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.
Новый образ российского образования Это универсальный способ трансляции культурно- исторического опыта, которое «связывает» нацело общности людей, осуществляет передачу, совершенствование норм и ценностей во времени Это самостоятельная форма общественной практики, мощный ресурс исторического развития общества и человека Это всеобщая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и пространстве культуры
Инновационное образование это развивающее и развивающееся образование это такое образование, которое призвано вносить новое качественное изменение в существующий опыт и традиции в контексте времени. Сущность и цель инновационного образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления.
Развивающее и развивающееся образование Развивающее образование Что является предметом развития? Индивидуальные способности человека Детско-взрослые общности и общество в целом Образовательные системы и педагогическая деятельность как социокультурная технология развития и человека, и общества. Развивающееся образование Как и при каких условиях осуществляется развитие? обще-системные условия - задают норму функционирования системы образования в целом; внутри-системные условия - определяют уровень и качество функционирования системы; вне (меж-)-системные условия - определяют ресурсы развития образования.
Структура инновационного образования Управление Образовательные среды Образовательные институты Образовательные процессы Образовательная политика
переход от учебно-воспитательных мероприятий, выполняющих до сих пор функцию социального тренинга и административного надзора, к образовательным процессам, реализующим функцию развития родовых, возрастно-нормативных способностей, самостоятельной личности в целом. Режим инновационных преобразований означает целую серию переходов в реформируемом и инновационном образовании: переход от ведомственно-отраслевой организации образования к сферной - к системе культурно-образовательных процессов, задающих характер общественной жизни региона; переход от учебно-воспитательных учреждений и заведений, осуществляющих производство социальных функционеров, к образовательным институтам, выращивающим адекватных своей истории и своей культуре людей;
Новшество, нововведение, инновация Новшество – это потенциально возможное изменение Новшество есть средство, введение которого в образовательную систему, при соответствующем использовании способно улучшить результаты ее работы Нововведение (инновация). – это уже произошедшее изменение Нововведение существует внутри конкретных образовательных систем, освоивших новшество положительные изменения Главный признак инновации – положительные социальные и (или) экономические изменения, которые возникают в преобразуемой системе в результате специально организованной инновационной деятельности
Критерии НовацияИнновация 1. Масштаб целей и задач Частный Системный 2. Методологическое обеспечение и научный контекст В рамках существующих теорий, легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения Выходит за рамки существующих теорий, выз ы ва е т ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки 3. Характер действий (качество) Педагогический поиск, апробирование, огр аничение по масштабу и времени Проектирование и внедрение, продолжительно по времени Инновация – это, с одной стороны, процесс вновления, реализации и внедрения нового, а с другой – это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику
Новация Критерии НовацияИнновация 4. Тип действий Информирование, передача и обобщение опыта Проектирование новой системы деятельностей 5. Реализация Административно- целевой подход. Построение системы действий под внешне заданную цель Проблемно- инициативный подход. Организация условий и пространства для соответствующей деятельности 6. Результат, продукт Изменение отдельных элементов в существующей системе Преобразование связей и отношений в системе и самой системы в целом Инновация
Новация Критерии НовацияИнновация 7. Степень новизны Рационализация методик, комбинировани е методов, конкретизация существующих теорий в практике Открытие новых направлений теоретических исследований, создание новых технологий, построение новой практики образования 8. Последствия Усовершенствов ание системы, оптимизация ее функциональны х связей Новая парадигма исследований и разработок в образовании, новое качество образовательных результатов Инновация
Инновационная деятельность в образовании - это Процесс, направленный на воплощение результатов научно- педагогических исследований и разработок в реальную образовательную практику. Научно- исследователь ская деятельность, («открытие») («изобретение») Научно- исследователь ская деятельность, получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие») и о том, как нечто можно сделать («изобретение») Проектная деятельность («инновационный проект») Проектная деятельность, разработка особого, инструментально- технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект») Образовательная деятельность, личного знания (опыта) («реализация») Образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация») Целенаправленное преобразование практики образования за счет создания, распространения и освоения новшеств
Инновационный процесс - это Процесс развития образовательных систем за счет создания, распространения и освоения новшеств. Процесс перехода новшества в нововведение мы понимаем как процесс внедрения или процесс освоения. источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.); инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация); деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция); инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике); новый тип или новая форма общественной практики. Место инновационного процесса в цикле инновационных преобразований
Стадии инновационного процесса (по В.С. Лазареву) 1) Выявление необходимости изменений на участках образовательного процесса (выявление проблемы). Эту функцию выполняют субъекты инновационной деятельности. 2) Выявление потребности в изменениях - запуск процесса создания новшеств 3) Разработка способов решения проблем (= проектирование новшеств) может осуществляться теми: кто лично выявил проблему, кто возьмется за это по собственной инициативе кто выполняет эту деятельность по заказу. 4) Распространение новшества требует его оформления, доведения информации о нём до потенциальных пользователей. 5) Внедрение (освоение) и перевод в режим постоянного использования идет в образовательных учреждениях.