Козина Е.Н., директор 20 марта 2014 год МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» г. Тутаев
Реализация принципа метапредметности в современной школе. Козина Е.Н., директор МОУ ДПО «Информационно- образовательный центр» г. Тутаев. Мастер-класс «Метапредметный курс "Задача"». Белова Н.Л., учитель информатики СОШ 3 г. Тутаев. Методический комментарий «Метапредмет "Задача" и задачная форма обучения». Ягодкина О.К., к.п.н., методист МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» г. Тутаев. Мастер-класс «Метапредметный курс "Пластика текста". Развитие способности понимания». Синягина С.А., учитель русского языка и литературы СОШ 6 г. Тутаев. Методический комментарий «Метапредмет «Проблема» и технология проблематизации» Шарова А.Д., зам. директора МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» г. Тутаев. Рефлексия. Индивидуальные консультации.
«метапредметное обучение»; «метапредметный подход»; «метапредмет» и др. Метапредметные результаты образовательной деятельности Первым и наиболее известным метапредметом является «Метафизика» Аристотеля. В переводе с древне- греческого метафизика - «то, что после физики».
Ю.В. Громыко, российский психолог, педагог, методолог, доктор психологических наук А.В. Хуторской, доктор педагогических наук, директор Института образования человека Метапредметное содержание то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления. Примеры метапредметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение» Метапредметное содержание – это деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета. Примеры метапредметов: «Знак», «Задача», «Знание», «Проблема»
Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. ФГОС ООО (приказ МОиН РФ 1897 от )
Примеры метапредметных категорий Определение и понятие. Рисунок и схема. Знание и информация. Цель и задача. Роль и позиция. Модель и способ. Содержание и форма. Знание и незнание. Порядок и хаос. Изменение и развитие. Простое и сложное. Метапредметные занятия 1
Дебаты Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) Проектный метод обучения Развитие критического мышления через чтение и письмо Развивающее обучение Эльконина- Давыдова 2
Доктор психологических наук, профессор, академик РАЕН, научный руководитель ФИП «Технологии достижения метапредметных результатов в рамках реализации ФГОС нового поколения» 3
Проблема разобщенности научного знания Как следствие разобщенности научных дисциплин возникает и раздробленность учебных предметов Метапредметный подход призван решить эту проблему Н.В. Громыко, кандидат философских наук 260de19004a0cb033/
Метапредметность Метапредметы Метапредметные технологии Метапредметные знания Способности
Метапредметы Метапредметные технологии Метапредметные знания Способности это особый тип интеграции учебного материала, выстраиваемый на деятельностных и мыследеятельностны х основаниях Метапредметность Способности
Метапредметы Метапредметные технологии Метапредметные знания Способности это особый тип интеграции учебного материала, выстраиваемый на деятельностных и мыследеятельностны х основаниях Метапредметность Способности Это учебные предметы нового типа, в основе которых лежит мыследеятельностн ый тип интеграции учебного материала
Метапредметность Метапредметы Метапредметные технологии Метапредметные знания Способности знания об универсальных способах мыследействия, лежащих в основе организации разного предметного материала; основное содержание образовательного процесса
мышление коммуникация действие понимание рефлексия
Метапредметность Метапредметы Метапредметные технологии Метапредметные знания Способности Знания об универсальных способах мыследействия, лежащих в основе организации разного предметного материала; основное содержание образовательного процесса Педагогические способы работы с мышлением, коммуникацией, действием, пониманием и рефлексией учащихся
Метапредметы Метапредметные технологии Метапредметные знания Способности Развиваются с помощью метапредметных технологий – основной показатель результативности образовательного процесса Метапредметность
МЕТАПРЕДМЕТ « ЗНАК » Основная задача метапредмета «Знак»: формирование у школьников способности схематизации.
МЕТАПРЕДМЕТ « ЗНАНИЕ » Основная задача метапредмета «Знание»: формирование способности работать с понятиями.
МЕТАПРЕДМЕТ « ПРОБЛЕМА » Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.
МЕТАПРЕДМЕТ « ЗАДАЧА » Основная задача метапредмета «Задача»: решение школьниками задач на разном предметном материале и освоение способов их решения.
Метапредметные курсы Мыследеятельностная педагогика Метапредметные технологии на традиционных учебных предметах
Организованности мышления Знак Задача Знание Проблема Смысл категория Культурные способы работы Способности
Метапредметный курс «Задача» (с 5 кл.) Учащиеся получают знания о разных типах задач и способах их решения. У школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. СОШ 3
Метапредметные курсы: «Пластика текста»; «Сто тысяч почему»; «Ориентируюсь в пространстве»; «Идея» и др. СОШ 6
Информационная поддержка
Технология метапредмета «Задача» и др. Технология проблематизации Технология метапредмета «Знак» Задачная форма обучения Технология обучения проектной деятельности Метапредметные технологии Технология метапредмета «Знание»
Требования ФГОСТехнологии МДП умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы Задачная форма организации учебного процесса Технология метапредмета « Задача » умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать Технология метапредмета « Знание » умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Технология метапредмета « Знак » умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов Задачная форма обучения Технологии обучения проектной деятельности
1. Скрипкина Юлия Владимировна. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. URL: htm htm 2. Это не заумь и не страшно: Смысл и назначение метапредметного подхода в образовании ne-zaum-i-ne-strashno-smysl-i-naznachenie-metapredmetnogo- podkhoda-v-obrazovaniihttp://nii.smdp.ru/eto- ne-zaum-i-ne-strashno-smysl-i-naznachenie-metapredmetnogo- podkhoda-v-obrazovanii 3. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. М., Громыко Н. В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренин-гов. /Учебно-методическое пособие для учащихся классов. М., Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., Каталог видеотеки НИИ ИСРО 7. НИИ ИСРОО nii.smdp.runii.smdp.ru