«Научно- исследовательская работа и проектная деятельность обучающихся как метод обучения» Педагогический совет Перегребинская СОШ 2
1. Положение об учебно - исследовательской работе в Перегребинской СОШ 2 2. Положение о реферате учащихся в Перегребинской СОШ 2 3. Положение о конкурсе проектных работ «Планета Знаний». 4. Программа проектной и исследовательской деятельности учащихся Перегребинской СОШ 2
. Проектно-исследовательская деятельность учащихся - процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, которые будут нацелены на индивидуальное развитие личности ребенка, его творческую инициативу, формирование универсальных умений ставить и решать задачи для разрешение возникающих в жизни проблем, самоопределения в повседневной жизни.
Важным становится Воспитание подлинно свободной личности, Формирование у детей способности самостоятельно мыслить, Добывать и применять знания, Тщательно обдумывать принятые решения, Четко планировать действия, Эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, Быть открытыми для новых контактов и культурных связей
Условиями успешной организации проектно- исследовательской деятельности в школе являются: 1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. 2. Признание коллективом школы, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе школы. 3. Взаимодействие учителя с учениками должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, не быть директивным 4. Учитель должен верить в собственную компетентность и возможность решать проблемы; быть готовым нести ответственность за последствия принимаемых им решений 5. Учитель должен стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работать над пополнением собственных знаний, быть готовым учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием. 5. Постоянная работа по совершенствованию учебного процесса в школе с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
Образование в результате должно перейти на два основания Проектная компетенция должна стать одним из результатов общего среднего образования 1 2 Проектирование и проектная деятельность- новым содержанием
Актуальность работы обусловлена также ее методологической значимостью, так знания и умения, необходимые для организации учебно- исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно- исследовательских проектов при обучении в вузах, колледжах, техникумах.
В основе формирования умений информационной и учебно- познавательной компетенции учащихся лежит два главных вида учебно- познавательной деятельности: проектная деятельность в микрогруппе, практика в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий с детьми должна быть ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
В результате работы с детьми в данном направлении учащиеся должны знать: - структуру проектной и исследовательской деятельности учащихся; - основное отличие целей и задач проектной и исследовательской работы; объекта и предмета исследования; - структуру речевых конструкций гипотезы исследования; - основные информационные источники поиска необходимой информации; -правила оформления списка используемой литературы; - способы обработки оформления и презентации результатов;
Должны уметь: - разделять проектную и исследовательскую деятельность на этапы; -самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно- исследовательских проектов; - выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку; -планировать, координировать совместную учебно- исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе - ( согласование и координация деятельности с другими ее участниками; - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет особенностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный; - пользоваться библиотечными каталогами, специальн ыми справочниками, универсальными энциклопедиями
Методы обучения как способы организации являются важным фактором успешности усвоения знаний. Применительно к обучению одаренных учащихся основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские. Эти методы имеют высокий познавательно - мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности ( познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству)
Этапы организации проектной ( исследовательской) деятельности: 1. Информационный поиск 2. Практическая работа. 3. Организация и проведение эксперимента 4. Подготовка проектной работы 5. Форма отчета по проекту (презентация, защита доклада и.т.д.)