Об организации учебного процесса в НИТУ МИСИС в 2014/2015 учебном году В.Л. Петров
Перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих реализацию образовательного процесса в университете Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. N 1367 )приказом
Перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих реализацию образовательного процесса в университете Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1259) Федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты
Базовые принципы Программы бакалавриата реализуются по направлениям подготовки высшего образования – бакалавриата. Программы специалитета - по специальностям высшего образования – специалитета. Программы магистратуры - по направлениям подготовки высшего образования - магистратуры.
Базовые принципы Направленность образовательной программы устанавливается следующим образом: а) направленность программы бакалавриата конкретизирует ориентацию программы бакалавриата на области знания и (или) виды деятельности в рамках направления подготовки либо соответствует направлению подготовки в целом; б) направленность программы специалитета: определяется специализацией, выбранной организацией из перечня специализаций, установленного образовательным стандартом; в) направленность программы магистратуры конкретизирует ориентацию программы магистратуры на области знания и (или) виды деятельности в рамках направления подготовки.
Базовые принципы При осуществлении образовательной деятельности по образовательной программе обеспечивается: проведение учебных занятий в различных формах по дисциплинам (модулям); проведение практик; проведение контроля качества освоения образовательной программы посредством текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся
Структура программы Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно- педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики образовательной программы, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов.
Структура программы Рабочая программа дисциплины (модуля) включает в себя: …..перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости); описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса.
Особенности дисциплинарной структуры При реализации образовательной программы обеспечивается обучающимся возможность освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении образовательной программы) и элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей) в порядке, установленном локальным нормативным актом организации. Избранные обучающимся элективные дисциплины (модули) являются обязательными для освоения..
Новые возможности Выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации образовательной программы осуществляется организацией самостоятельно исходя из необходимости достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы, а также с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение
Новые возможности При реализации образовательных программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий. Образовательные программы реализуются организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
Виды учебных занятий, включая учебные занятия, направленные на проведение текущего контроля успеваемости: лекции и иные учебные занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации преподавателем обучающимся; семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия; курсовое проектирование (выполнение курсовых работ) по одной или нескольким дисциплинам (модулям); групповые консультации; индивидуальные консультации и иные учебные занятия, предусматривающие индивидуальную работу преподавателя с обучающимся (в том числе руководство практикой); самостоятельная работа обучающихся.
Формы учебных занятий Учебные занятия по образовательным программам проводятся в форме контактной работы обучающихся с преподавателем и в форме самостоятельной работы обучающихся. Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, включает в себя занятия лекционного типа, и (или) занятия семинарского типа, и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.
Ограничения при реализации программ Для проведения занятий семинарского типа, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, формируются учебные группы обучающихся численностью не более 25 человек из числа обучающихся по одной специальности или направлению подготовки. При проведении лабораторных работ и иных видов практических занятий учебная группа может разделяться на подгруппы. Для проведения занятий лекционного типа учебные группы по одной специальности или направлению подготовки могут объединяться в учебные потоки.
Реализация программ аспирантуры Программы аспирантуры реализуются по направлениям подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре.
Реализация программ аспирантуры При осуществлении образовательной деятельности по программе аспирантуры обеспечивается: Проведение учебных занятий по дисциплинам (модулям) в форме лекций, семинаров, консультаций, научно-практических занятий, лабораторных работ, коллоквиумов, в иных формах, устанавливаемых организацией; проведение практик; проведение научно-исследовательской работы, в рамках которой обучающиеся выполняют самостоятельные научные исследования в соответствии с направленностью программы аспирантуры (адъюнктуры); проведение контроля качества освоения программы аспирантуры (адъюнктуры) посредством текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.
Реализация программ аспирантуры Не позднее 3 месяцев после зачисления на обучение по программе аспирантуры (адъюнктуры) обучающемуся назначается научный руководитель, а также утверждается тема научно-исследовательской работы. Требования к уровню квалификации научных руководителей определяются образовательным стандартом. Число обучающихся, научное руководство которыми одновременно осуществляет научный руководитель, определяется руководителем (заместителем руководителя).
Основные задачи Формирование современного нормативно-методического обеспечения реализации программ ВО с учетом требований нормативно-правовых актов. Формирование эффективной системы реализации учебного процесса, основанной на четко сформулированных принципах. Развитие популяции образовательных программ второго уровня высшего образования. Развитие индивидуализации при реализации образовательных программ. Развитие научно-педагогических школ на основе консолидации ресурсов
Организационные этапы Разработка учебных планов по направлениям подготовки бакалавров и магистров, специальностям. Разработка внутренних документов, обеспечивающих реализацию учебного процесса, учитывающих изменяющееся нормативно-правовое и нормативно-методическое обеспечение федерального уровня. Корректировка учебных планов с учетом требований, утвержденных ФГОС ВО. Разработка компонентов основных образовательных программ Формирование расписания занятий.
Проект решения Заслушав и обсудив доклад проректора по учебной работе НИТУ МИСИС проф. Петров В.Л. «Об организации учебного процесса в НИТУ МИСИС в 2014/2015 учебном году», Ученый совет отмечает: 1. НИТУ МИСИС располагает достаточным потенциалом и ресурсным обеспечением для реализации основных образовательных программ высшего образования всех уровней (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура) с качеством, позиционирующим лидерство университета по профильным направлениям подготовки и специальностям. 2. Реорганизационные процедуры, проводимые в университете в связи с вхождением в состав НИТУ МИСИС Московского государственного горного университета, должны основываться на развитии научно-педагогических школ, лучших практик, обеспечении эффективности учебного процесса в объединенном университете. 3. Изменяющееся нормативно-правовое и нормативно-методическое обеспечение федерального уровня в высшем образовании России требует модернизации внутривузовской системы документов, направленных на эффективную реализацию учебного процесса. 4. Введение нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования требует приведения в соответствие образовательных стандартов НИТУ МИСИС с целью обеспечения выполнения требований, которые предъявляются федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Проект решения С целью обеспечения эффективности учебного процесса в НИТУ МИСИС в 2014/2015 учебном году Ученый совет постановляет: 1. Проректору по учебной работе (Петрову В.Л.): до 1 сентября 2014 г. организовать разработку университетского комплексного плана мероприятий, предусматривающего повышение эффективности реализации учебного процесса и формирование необходимого ресурсного обеспечения (учбно-методического, информационного, материально-технического и т.д.); разработать до 30 июня 2014 г. план подготовки университета к процедуре государственной аккредитации основных образовательных программ высшего образования; организовать с 1 сентября 2014 г. работу обучающих семинаров для профессорско- преподавательского состава университета.
Проект решения 2. Учебно-методическому управлению университета (Попикову А.А.): разработать до 1 сентября 2014 г. проекты нормативных документов вузовского уровня, обеспечивающих эффективную реализацию основных образовательных программ высшего образования и учитывающих новые требования нормативно-правового обеспечения и федеральных государственных образовательных стандартов; внести изменения в образовательные стандарты НИТУ МИСИС с целью обеспечения выполнения требований федерального законодательства к их уровню качества; организовать разработку и модернизацию макетов основных образовательных программ высшего образования (до 15 сентября 2014 г.).
Проект решения 3. Директорам институтов НИТУ МИСИС и заведующим кафедрами: до 1 июня 2014 г. дать предложения по развитию программ магистратуры и аспирантуры на основе актуализированного Минобрнауки России Перечня специальностей направлений подготовки высшего образования (Приказ Минобрнауки 1061 от г.); провести до 10 июня 2014 года анализ учебных планов и реализуемых в университете основных образовательных программ высшего образования и дать предложения по их совершенствованию с целью обеспечения эффективности их реализации; обеспечить до 15 октября 2014 г. модернизацию и разработку основных образовательных программ высшего образования, включая программы аспирантуры; представить до 1 декабря 2015 проекты учебных планов для реализации в 2015/2016 уч.г.
Спасибо за внимание!