Чинченко Наталия Нестеренко Сергей 9 б класс
Наука в 19 веке Карл Бэр Михаил Остроградский Остроградский Николай Николай Лобачевский Лобачевский
План 1. Первая половина 19 века А) причины развития Б) образование В) наука Г) вывод 2. Вторая половина 19 века А) причины развития Б) образование В) наука 3. Заключение
Первая половина 19 века В 19 век Россия вступила во главе нового правителя Александра I. Новый царь понимал, что проведение коренных реформ необходимо для обновления страны. Перестройка государственного порядка требовала подъема образовательного уровня народа. В 1803 началась реформа народного просвещения, которая сделал образование более доступным для «низших» слоев общества. Новоучрежденное министерство народного просвещения осуществило план развития среднего и высшего образования. Он устанавливал четыре рода училищ: сельские приходские, уездные, гимназии и университеты. Для детей крепостных доступны были только приходские училища. Были открыты Дерптский, Казанский, Харьковский, Вилевский и Петербургский универ- ситеты. Особенно быстрыми темпами развива- лись училища по подготовке специалистов в разных областях. Рос объем выпуска литературы для всех слоев населения. Казанский университет
Совершенствование системы образования во многом способствовало и развитию отечественной науки. Биология. К началу века богатейший фактический материал о развитии живых организмов и систем нуждался в переосмыслении. Иван Двигубский в 1806 г. утверждал, что земная поверхность и населяющие ее существа с течением времени под действием естествен- ных причин претерпевают коренные изменения. Серьезным шагом вперед в обосновании представлений о развитии живых организмов стала работа Карла Максимовича Бэра «Всеобщий закон развития природы» (1834 г.). В ней он Предстал предшественником Дарвина и его учений.
Ученые-ботаники и зоологи собрали прекрасные коллекции животных и растений разных краев Земли. В 1812 г. Был основан Крымский ботанический сад, ставший на долгие десятилетия одним из центров русской ботаники.
Медицина. Выдающимся представителем был Николай Иванович Пирогов, основоположенник военно-полевой хирургии. Благодаря ему Тысячи раненных остались живы, многие вернулись в строй. В годы Крымской войны он впервые прямо на поле боя при- Менял наркоз во время операции, использовал при перело- мах гипсовую повязку. Геология. Острый характер приобрела борьба между сторонниками 2 ух теоретических направлений- «нептунистами», считавшими, что все геологические процессы обусловлены действием води и «плутонистами», полагавшими, что все идет от «центрального огня» внутри Земли. В 1840 г. Николаем Ивановичем Кокшаровым была составлена первая геологическая карта Европейской России. Главным итогом развития геологии стал вывод о том, что Земля имеет длительную историю, в ходе которой ее поверхность значительно изменилась.
Астрономия. Главным достижением стало создание мощных телескопов, которые позволяли составить более детальное описание солнечной системы. В 1839 г. Была открыта Пулковская обсерва- тория. Она стала центром астрономических работ и была оснащена по последнему слову тогдашней техники. Математика. Высшая математика стала теперь одним из основных предметов во всех университетах страны. Особо велик был вклад в развитие математической физики Михаила Васильевича Остроградского. Наибольших успехов математики России добились в геометрии. В 1826 г. Была создана неевклидовая геометрия профессором Николаем Ивановичем Лобачевским.
Физика. 19 век начался с изобретения первого источника Электрического тока. В 1802 г. Василий Владимирович Петров разработал гальваническую батарею. Она позволяла полу- чать устойчивую электрическую дугу- прообраз будущей лам- почки. В 1833 г. Эмиль Христианович Ленц установил правило определения направления движущей силы индукции, спустя год был изобретен электродвигатель с вращающимся рабочим валом. В 1840 г. Борис Семенович Якоби изобрел гальванопластику- метод нанесения тонкого слоя металла на нужную поверхность с помощью электричества. В 1850 г. Якоби создал буквопечатающий аппарат для телеграфа. В 1832 г. Шиллинг создал первый в мире электрический телеграф. Якоби Павел Шиллинг
Химия. Константин Сигизмундович Кирхгоф разработал способ получения глюкозы. Кристиан Иоганн Гротгус открыл основной закон фотохимии, согласно которому химическое превращение вещества может вызвать только тот свет, который поглощается самим этим веществом. В 1840 г. Герман Иванович Гесс открыл основной закон термохимии, выражавший принцип сохранения энергии применительно к химическим процессам. В гг. Петр Григорьевич Соболевский и Василий Васильевич Любарский положил начало порошковой металлургии. Кристиан Гротгус. Герман Гесс
Наука и производство. Одной из ярких особенностей первой половины 19 века стало быстрое внедрение научных и технических новшеств и производство. В 1817 г. на Пожевском заводе были успешно проведены первые опыты по переделу чугуна в железо методом пудлингования. Павел Петрович Аносов разработал 4 варианта технологии получения булатной стали. В 1843 г. Началось строительство первой двухпутной железной дороги между Петербургом и Москвой. В 30-е годы крепостные механики Нижнетагильского металлургического завода построили первую паровую железную дорогу. С начала 19 века в России начинает развиваться машиностроение. Много нового появляется в крепнувшей тяжелой промышленности. Павел Аносов
Отличительными чертами развития образования и науки в первой половине 19 века стали: увеличение числа высших и средних учебных заведений и обучающихся в них представителей различных слоев населения страны; рост численности научных работников; достигнутые на этой основе крупные успехи русских ученых в развитии отечественной и мировой науки; усиление практической направленности научных исследований; укрепление связей науки с промышленным производством.
Вторая половина 19 века. Отмена крепостного права, успехи в экономике во второй половине 19 века не могли не повлечь за собой глубоких сдвигов во всех областях культуры. Для пореформенного периода характерен рост грамотности, развитие просвещения. В стране появились комитеты грамотности, просветительские организации. Они издавали учебники, книги для широких слоев общества. В 1859 г. в Киеве появились первые в России воскресные школы. Земские школы продолжали оставаться самыми распространенными типами начальных школ. Основным типом средней школы были гимназии. Открывались новые университеты. Действовало немало специальных высших учебных заведений. Происходило становление высшего женского образования. Медико-хирургическая академия
Успехи естественных наук. Пафнутий Львович Чебышев, математик и механик, изготовил стопоходящую машину, имитирующую движение животного при ходьбе, автоматическую счетную машинку- арифмометр. В 1876 г. физик А.Г. Столетов получил значение, близкое к скорости света, измеряя отношение электромагнитных и электростатических единиц. 25 апреля 1895 года А.С. Попов прочитал доклад по радиосвязи и продемонстрировал при- емник- передатчик. За это открытие он был удостоен Большой золотой медали. В 1876 г. Павел Николаевич Яблочков создал дуговую электрическую лампу. В 1881 г. Александр Федорович Можайский сконструировал первый в мире самолет, а в 1888 г. Федор Абрамович Блинов изобрел гусеничный трактор. Дмитрий Иванович Менделеев в 1869 г. периодический закон химических эле- ментов. Илья Ильич Мечников и Николая Федорович Гама- Лея организовали первую в России бактериологическую станцию, разработали методы борьбы против бешенства.
География. Русская географическая наука добилась значительных успехов благодаря экспедициям ряда выдающихся ученых. Обследование Камчатки, Чукотки и других островов северной части Тихого океана были произведены академиком Ф.Литке. Николаем Пржевальским был открыт целый ряд неизвестных европейцам горных хребтов и крупных горных озер, впервые были даны описания некоторых животных. Николай Николаевич Миклухо-Маклай посвятил свою жизнь изучению народов Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана. Гуманитарные науки. Большого успеха в области истории добился Сергей Михайлович Соловьев, создавший 29-томную «Историю России с древнейших времен». Он считал государство дви- жущей силой исторического развития. Его ученик В.О. Клю- чевский был автором многих исторических исследований и «Курса русской истории». Важным событием в научной и педагогической жизни страны стало открытие в Москве в 1883 г. Исторического музея
Отечественная наука 19 века вышла на передовые рубежи. Русские ученые внесли весомый вклад в развитие мировой научной мысли. 19 столетие стало «золотым веком» русской культуры, науки, образования. Многие слои общества впервые в российской истории получили возможность активно приобретать знания. Начала складываться система здравоохранения. В результате соединения отечественной и зарубежной культуры родился особый тип российской живописи, музыки, архитектуры. Достижения в этих областях впервые оказались доступны широким слоям населения. К концу века русская культура становится широко известной и признанной в ведущих европейских странах, на которые прежде равнялись русские мастера. школа 19 века