Технология государственной аккредитации образовательной деятельности Ефимова Елена Михайловна Ефимова Елена Михайловна
Генезис государственной оценки высшего образования Социалистическое соревнование Инспекция Аккредитация Комплексная оценка Общественно - профессиональная аккредитация Государственная аккредитация ( надзор и контроль) Советский Союз 1990-е годы е годыс 2010 года
Предмет государственной аккредитации Подтверждение соответствия содержания и качества образования ГОС (ФГОС) «В отношении ОП, реализуемых на основе образовательных стандартов, установленных ОО самостоятельно, экспертиза проводится в части качества подготовки обучающихся»
Аккредитационная экспертиза ОП проводится при наличии обучающихся, завершающих обучение по этой ОП в текущем году Решение о государственной аккредитации или ее отказе принимается в отношении каждой УГС, к которой относятся заявленные на экспертизу образовательные программы Решение о государственной аккредитации
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают: (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», ст. 11) При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов единство образовательного пространства Российской Федерации преемственность основных образовательных программ вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения
Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.
вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов. Образовательные стандарты Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет" Перечень ОО, который утверждается указом Президента Российской Федерации
Образовательная программа определяет: содержание образования комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно- педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов
Общие требования к реализации образовательных программ (ст ФЗ) Образовательные программы реализуются, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации Образовательные программы реализуются, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение При реализации образовательных программ организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий
Сетевая форма реализации образовательных программ (ст. 15 – 273-ФЗ) Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность использования ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность использования ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей ОП
Сетевая форма реализации образовательных программ Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями (часть 1, статья ФЗ) Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями (часть 1, статья ФЗ) Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы
Договор о сетевой форме реализации образовательных программ включает: 1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы 2) статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы
Договор о сетевой форме реализации образовательных программ 5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения 4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы 3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Глава 2, ст. 16 – 273-ФЗ) Электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно- телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников Дистанционные образовательные технологии реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии Должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно- образовательной среды: электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии Местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Учебные планы Учебный план - документ, который определяет: перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся Учебный план - документ, который определяет: перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
Требования к разработке основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВО Соответствие нормативному сроку освоения программы аспирантуры: Объем программы аспирантуры составляет зачетных единиц. Очная форма обучения – 3-4 года, 60 з.е. в год. Заочная форма обучения – увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год (по усмотрению организации) по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения. По индивидуальному учебному плану – вне зависимости от формы обучения, устанавливается организацией самостоятельно, но не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. Объем программы аспирантуры при обучении по индивидуальному плану не может составлять более 75 з.е. за один учебный год.
Требования к разработке основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВО Требования к результатам освоения программы аспирантуры: Выполнение требований к реализации компетентностного подхода к результатам освоения программы (раздел V ФГОС, п ) Результаты освоения обучающимися программы аспирантуры (оценка сформированности профессиональных компетенций обучающихся выпускного курса) Результаты государственной итоговой аттестации
Требования к разработке основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВО Требования к структуре программы аспирантуры: Выполнение требований к структуре программы аспирантуры Определяется соответствие структуры программы требованиям ФГОС (раздел VI). Наличие рабочих программ и учебно-методической документации по каждому элементу учебного плана, разработанных за нормативный срок реализации программы: дисциплин (модулей), практик, итоговых аттестаций Выполнение требований к трудоемкости блоков и частей Наличие обязательных дисциплин базовой части программы в учебном плане, расписании занятий
Требования к разработке основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВО Обеспечение документами всех видов практик по программе Проверяется выполнение требования п. 6.4 ФГОС к обеспечению условий для реализации всех видов практик. Педагогическая практика является обязательной. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности Выполнение требований к научно-исследовательской работе
Требования к разработке основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВО Требования к условиям реализации программы аспирантуры: Общесистемные требования к реализации программы Требования к кадровым условиям реализации Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!