Чтобы выжить, надо быстро изменяться (Правило Черной Королевы). Л.Керролл « Научно-методическая работа в школе как фактор повышения профессиональной компетентности учителей »
Новой школе - новые учителя «Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего» (Из концепции национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» )
Научно-методическая работа – это открытая многоуровневая, многофункциональная система совместной деятельности руководителей, педагогов и структурных подразделений школы, способствующая обеспечению качества образования посредством повышения профессиональной компетентности педагогов и решения инновационных проблем образовательного процесса.
На какой же конечный результат должна быть направлена эта деятельность? на формирование в коллективе успешности, соучастия, сотрудничества; на создание в педагогическом коллективе атмосферы творческого поиска и заинтересованности; на повышений методического мастерства учителя; на активное участие в управлении качеством педагогов; на аттестацию учителей на более высокую квалификационную категорию; на повышение качества образовательного процесса; на повышение качества знаний учащихся; на создание банка инновационных идей и технологий; на разработку творческих авторских программ.
«Никакой ветер не буде т попутным, если не зна ешь, куда плыть»- Сенека.
Организационная структура управления научно-методической работой - способ взаимодействия должностных лиц, органов управления, структурных подразделений школы, призванных способствовать обеспечению качества образования посредством повышения профессиональной компетентности педагогов и решении инновационных проблем образовательного процесса.
Руководители методобъедин ений кафедр, служб Научные консультант ы Директор школы Педагогический совет Научно- методический совет Заместители директора школы Методическ ие объединени я Психолого- медико- педагогиче ский консилиум Временные творческие группы педагогов Кафедры Модель матричной организационной структуры управления внутришкольной научно- методической работой Научно- исследовательские лаборатории
Функция управления Содержание деятельности Объекты самооценки Информационно- аналитическая Накопление, систематизация и активизация информационного ресурса как основного инструмента развития научно-методической работы в школе и управления её эффективностью на основе развития оценочной и рефлексивной функций (содержание информации, степень ее централизации, источники получения, вывод на уровень принятия решения). Аналитическая деятельность направлена на изучение фактического состояния научно- методической работы как фактора, обеспечивающего высокую результативность инновационной и экспериментальной работы учителей Система внутришкольной информации по конечным результатам и условиям их достижения (критический, допустимый, оптимальный уровни); Система анализа (оперативного, тематического и итогового). Уровень аналитической культуры управления (репродуктивный, конструктивный, исследовательский); Умение руководителей и учителя проводить самоанализ и самооценку Мотивационно-целевая Направлена на формирование целей научно- методической работы с учетом миссии и общих целей общеобразовательного учреждения, стратегии его развития, на основе изучения и анализа интересов, потребностей и мотивов деятельности всех участников образовательного процесса и формирование на этой основе системы стимулирования Участие педагогов в коллективном целеполагании; Формирование ценностно-мировоззренческой общности членов педагогического коллектива; Наличие системы мотивации и стимулирования участия педагогов в коллективном целеполагании Планово-прогностическая Прогнозирование и планирование научно- методической работы как целостной системы направлений развития на всех уровнях самоорганизации и организации профессионального взаимодействия учителей – творческие группы, группы педагогов экспериментаторов, методические объединения и т.п. Наличие концепции (программы) развития общеобразовательного учреждения; Разработка общешкольного и текущих планов на основе концепции (реальность, достижимость, измеримость прогноза при планировании); Участие членов коллектива в планировании поисковой, исследовательской, экспериментальной работы Содержание функций управления научно-методической работой
Организационно- исполнительская Актуализация всего ресурсного потенциала (внутренних и внешних ресурсов) в организации научно-методической работы школы. Формирование взаимодействия всех структур и подразделений методической службы общеобразовательного учреждения, делегирование прав и полномочий, определенных функций и обязанностей Деятельность совета общеобразовательного учреждения, педсовета, научно-методсовета, совещаний при директоре; Деятельность органов само- и соуправления; Соответствие организационной структуры управления научно-методической работы задачам функционирования и развития общеобразовательного учреждения; Степень рациональной организации образовательного процесса на основе хроно- и циклограмм; Организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы Контрольно- диагностическая Активизация, стимулирование и диагностика научно-методической работы учителей и управленцев общеобразовательного учреждения Нацеленность системы контроля на конечные результаты (уровень контроля как профессиональной, технологической услуги учителю); Состояние, результаты диагностики образовательного процесса; Мониторинг влияния поисковой, исследовательской, экспериментальной работы на конечные результаты Регулятивно- коррекционная Внесение корректив, регулирующих процесс и содержание научно-методической работы общеобразовательного учреждения с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления на основе результатов текущего и итогового контроля (оценки и самооценки) Обеспечение оперативности воздействий на деятельность общеобразовательного учреждения в связи с изменением внешней и внутренней среды; Уровень коррекционной деятельности (критический, допустимый, оптимальный); Децентрализация прав, полномочий и ответственности между звеньями внутришкольного управления научно- методической работы (недостаточная, достаточная, оптимальная).
Внутришкольные положения Положение о научно-методическом совете Положение о предметной кафедре учителей Положение о методическом объединении учителей Положение о психолого-медико- педагогическом консилиуме Положение о научно-исследовательской лаборатории Положение о творческой группе Положение о наставничестве
Методы диагностики профессиональной компетентности педагогов Методы диагностики Индивидуальное собеседование Непосредственное и опосредованное наблюдения Тестирования и анкетирование Тематические диагностические карты Карты самоанализа Анализ- документации
Портфолио содержит: Учетная карточка учителя Копия аттестационного листа, представление на аттестацию Копии документов об окончании курсов переподготовки и повышения квалификации Копии наградных документов Самообразование учителя, план работы над темой самообразования, отчет по теме самообразования Выступления на МО, педагогических чтениях, педагогических советах и т.п. Участие в выставках, конкурсах, презентациях и т.п. Конспекты открытых уроков Конспекты внеклассных мероприятий и.п. Самоанализ работы по итогам года, или более длительного периода
«Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд» В.А. Сухомлинский