Создание технологической карты урока Монахова Галина Константиновна, учитель начальных классов, МБОУ «Авсюнинская СОШ»
В настоящее время общеобразовательная школа требует использования современных информационных технологий: компьютеров, интерактивной доски, веб- камеры, интернета. Работая с этими технологиями учитель использует цифровые (ЦОР) и электронные образовательные (ЭОР) ресурсы. Часто на одном уроке учителю необходимо использовать несколько различных ресурсов: презентацию, музыку, документ WORD и т.д. Учителю приходится тратить много времени, переходя от одного ресурса к другому, тем самым делая образовательный процесс менее эффективным. Здесь нам на помощь приходит технологическая карта технологическая карта
Технологическая карта это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий). Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.
Создание технологической карты позволяет учителю: осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); определить возможности реализации метапредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; соотнести результат с целью обучения после создания продукта набора технологических карт.
Преимущества технологической карты: обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса; снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.); обеспечивается повышение качества образования.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. Пример технологической карты урока Пример технологической карты урока
Этапы создания технологической карты
Первый этап диагностическое целеполагание, анализ будущей деятельности учащихся, цель обучения, характер задач, особенности данной возрастной группы учащихся; выбор адекватной целям и условиям конкретной педагогической технологии; определение содержания обучения в границах данной образовательной области, выделение модулей, учебных элементов; вариант продукта учебного процесса в границах конкретной области развития.
Второй этап выбор оргформ; актуализация знаний и умений, необходимых для учебной работы в данном ДМ, т.е. поисково- подготовительная работа и специфика ее организации; подготовка и сбор материалов; четкое планирование и проектирование урока ; усвоение конкретного учебного материала, необходимого для достижения базисного уровня; проверка объема и степени нагрузки учащихся; возможность существенного углубления и расширения учебного материала для отдельных учащихся (многоуровневая дифференциация учебного процесса);
Третий этап Создание технологической карты Технологическая карта - своего рода паспорт проекта будущего учебного процесса в данном классе. В технологической карте целостно и емко представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения: это целеполагание, диагностика, дозирование домашних заданий, логическая структура ДМ, коррекция. С овладения технологией конструирования технологической карты начинается новое педагогическое мышление учителя: четкость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике. Пример Пример
Четвертый этап На этапе рефлексивной деятельности, учащихся соотносят полученный результат с поставленной целью (самоанализ – регулятивное действие) и оценивают деятельность (самооценка – личностное действие) по освоению темы. В отличие от других методических пособий, используя карту, на каждом этапе обучения учитель может уверенно сказать, достиг он результата или нет И если в соответствии с прогнозируемым учителем результатом диагностическую работу на конкретном этапе выполнили более 60% учащихся класса, то можно с уверенностью сказать, что материал понят, освоен, и можно переходить дальше. Если за дание правильно выполнено менее чем 60% учащихся, то учителю необходимо еще раз вернуться к пройденному матери алу и завершить его полноценное освоение. Только после этого можно перейти к следующему этапу.
Технологическая карта позволит вам: 1. реализовать стандарт образования; 2. понять и в системе применить предложенную технологию по формированию у учащихся универсальных учебных действий; 3. сформировать целостную картину мира за счет реального использо вания «метапредметных связей»; 4. полностью использовать воспитательный потенциал; 5. определить уровень раскрытия материала и соотнести его с изучае мым материалом в последующих классах; 6. реализовать региональный и школьный материал; 7. реализовать свой творческий потенциал ; 8. индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс.
Подведем итоги: 1. при правильном использовании технологической карты в вашей ра боте произойдет переориентация от планирования одного урока к проектированию темы (от целого к частному и опять к целому); 2. появится возможность реализации личностных, предметных и метапредметных целей через алгоритм освоения материала, побуждения учащегося к активной и самостоятельной деятельности; 3. обозначатся очевидные, по содержанию, способам деятельности и формированию личности ребенка; 4. произойдет расширение выбора предлагаемых форм работы, появится возможность целостного и системного освоения учебного материала, проведения диагностики и контроля на каждом этапе освоения темы; 5. технологическая карта обеспечит прогноз и рефлексию путей освоения содержания по всему курсу начальной школы.
Технологическая карта – административный инструмент Все вышеизложенное по работе с технологической картой относится к работе учителя. Однако, технологическая карта по своей сути является и документом, впрямую работающим как административный инструмент: 1. выстроенное в принципах стандартов нового поколения целеполагание, дает возможность ориентироваться не только в предметных целях, но и понимать какие цели ставит учитель, занимаясь воспитанием ребенка, в каких направлениях идет работа по формированию и развитию универсаль ных учебных умений; 2. тематический принцип построения технологической карты позволяет администрации школы четко отслеживать прохождение программы, осуществлять методическую помощь; 3. выстроенная система диагностики и контроля за результатами обучения как предметными, так и по формированию универсальных учебных действ ий помогут администрации обеспечить системную проверку результатов де ятельности учителя и обученности учащихся.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить его продуктивность в реализации предметных умений и УУД, в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.