Методы обучения информатики в школе
План: Методы обучения и содержания образования. Обзор методов изучения информатики. Традиционные методы обучения в информатике. Мыслительные операции и работа на ЭВМ. Реализация методов обучения информатики: словесно-фронтальные методы. Методы обучения разработке алгоритмов. Метод открытых программ.
Расскажи мне, и я забуду; покажи мне, и я запомню; дай мне попробовать, и я научусь.
Метод (от греч. мetodos – «исследование») – это прием, способ или образ действия; способ достижения цели, упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. (М.И. Махмутов).
Классификация методов обучения По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся – система общедидактических методов обучения Лернера-Скаткина: объяснительно-иллюстративный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод.
По основным компонентам деятельности учителя – система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения: методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные самостоятельные работы и работы под руководством преподавателя); методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
Частнодидактические методы обучения: По источникам передачи и характеру восприятия информации – система традиционных методов (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников и др.): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.); По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа; В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и т.д. По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный; По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный.
В.П. Гаркунов в основе классификации методов обучения видит три критерия: Структура процесса обучения. Содержание процесса обучения. Взаимная деятельность обучаемых и преподавателя.
В связи с этим выделяются три группы методов обучения: общелогические (индукция, дедукция, аналогия); методы исследования (наблюдение, эксперимент, моделирование, описание, метод теоретического исследования); общепедагогические (методы изложения, беседы, самостоятельная работа).
Это важно! Вопросы выбора наиболее адекватного в данной учебной ситуации метода обучения, оптимального для данных условий его применения, составляет важнейшую сторону деятельности учителя.
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями: 1). Соответствие целям и задачам обучения. 2). Соответствие содержанию изучаемого материала (сложность, новизна, характер, возможность наглядного представления материала и т.д.) 3). Соответствие реальным учебным возможностям класса: возрастным, уровню подготовленности (обученности, развитости, степенью владения ИКТ), особенностям класса. 4). Соответствие имеющимся условиям (оснащенность кабинета соответствующими средствами обучения, наличие электронных и печатных УМК) и отведенному времени для обучения.
5). Эргономические условия (время проведения урока по расписанию, наполняемость класса, продолжительность работы за компьютером и т.д.). 6). Соответствие индивидуальным особенностям и возможностям самих учителей (черты характера, уровень владения тем или иным методом, отношения с классом, предшествующий опыт, уровень психолого-педагогической, методической и информационно-технологической подготовки).
Существенные изменения вносит возможность использования средств ИКТ в методы обучения. Это обеспечивается благодаря: уникальным особенностям компьютера; расширению круга учебных задач; широкой диалогизации учебного процесса; возможности моделирования современной деятельности преподавателя и обучаемого на всех этапах обучения, в том числе и при решении учебных задач; широкой индивидуализации обучения, опирающейся на динамическую модель обучаемого; психологически обоснованному распределению управляющих функций между компьютером и обучаемым.
Для компьютерных методов обучения необходима такая трактовка метода обучения, которая дает возможность перенесения научных методов в учебный процесс в рамках соответствующих дидактических методов обучения. В рамах такого подхода особенно актуализируется использование компьютерных средств обучения, основанных на методах компьютерного моделирования.
МЕТОДЫ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ носители соответствующей технологии обучения, одновременно являются и инструментом научной деятельности и средством реализации новых научных методов, привнесенных в естественные науки и другие отрасли научного знания информатикой.
Метод информационного моделирования является одним из наиболее целесообразных и эффективных методов сбора и систематизации информации, выявления факторов, влияющих на анализируемые объекты и процессы, их наглядного представления и обработки данных эксперимента.
Информационная модель Информационная модель выступает как совокупность взаимосвязанных описаний понятий о предмете изучения на основе применения знаковых систем. В информационной модели отражаются качественные и количественные свойства объектов, составляющих предмет изучения, а также логические, функциональные, пространственные и временные отношения между ними.
Рассмотрим, какие средства ИКТ имеют наиболее важное значение для эффективной реализации основных методов обучения Объяснительно-иллюстративному методу в наибольшей степени соответствуют демонстрационные электронные образовательные ресурсы; учебные информационно-справочные системы, т.к. объяснительно-иллюстративный метод связан, как правило, с обращением к значительному фактическому материалу. Метод программированного обучения находит реализацию в автоматизированных обучающих системах (АОС).
Схема, отражающая важнейшие связи между основными методами обучения и адекватными им средствами обучения на базе ИКТ ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИТ и ППС Демонстрационные ППС Компьютерные тренажеры АОС Предметно-ориентированные обучающие среды (мультимедиа технологии, техно- логии виртуальной реальности) Объяснительно-иллюстративный метод Метод программированного обучения Эвристический метод Проблемный метод Модельный (моделинговый) метод
Информационно- коммуникационные технологии широко используют активные методы обучения: метод проектов, обучение в сотрудничестве (креативные курсы).
Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Требования к использованию метода проектов: 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. 4. Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;
5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом. 6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). 7. Использование исследовательских методов: – определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; – выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования; – оформление конечных результатов; – анализ полученных данных; – подведение итогов, корректировка, выводы.