Карунная Ольга Викторовна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии филиала С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова в г. Коряжме
«Сказки - это коллективно созданные и коллективно хранимые народом устные художественные эпические повествования в прозе с таким нравственно-эпическим, социально- политическим и общественно-бытовым содержанием, которое по самой своей основе требует … использования приемов неправдоподобного изображения действительности…» В.П. Аникин Данное определение взято нами за основу, поскольку в его трактовке «не установка на вымысел является главной чертой сказки, а установка на раскрытие жизненной правды…»
Педагогический потенциал сказки – это совокупность имеющихся в её резерве возможностей воспитания и обучения, а именно: -развитие в комплексе общих и специальных способностей личности, -воздействие образов сказок на сферы сознания и подсознания, -формирование гармонично развитой личности, -заложенные в сказке условия оптимизации процессов обучения и воспитания.
Сказка может служить средством экологического образования и воспитания, то есть может способствовать формированию базовых экологических знаний, любви и бережного отношения к природе Экологическое воспитание - это процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют; цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания (знания и представления о высокой значимости и ценности окружающей природной среды). Древнейшая основа мифов и сказок - единство человека и природы
Специфика экологического воспитания младших подростков состоит в том, что : их знания и представления о высокой значимости и ценности окружающей природной среды должны быть окрашены положительными эмоциональными чувствами, переживаниями по отношению к окружающей среде и негативными чувствами по отношению к ее разрушению; необходим деятельностный подход к данному процессу, что означает постановку учащегося в позицию активного субъекта познания, включение его в ситуации игровой, творческой, учебной деятельности; в коллективном или групповом характере применяемых методов, позволяющих подростку включаться в деятельность общения со сверстниками; в необходимости использования демократического стиля педагогического руководства; важно формировать у них сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира, в частности при помощи художественной литературы; необходимо научить их видеть контрасты пагубного и благоприятного влияния человека на природу; сформировать биологические знания и понятия о взаимоотношения живых организмов между собой и окружающей их средой.
В процессе экологического воспитания используются сказки: народные: волшебные и бытовые; психокоррекционные, дидактические и медитативные; экологические. Сказки с экологическим содержанием: впитывают в себя исторический опыт человечества, в них точно подмечены особенности животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные культурные традиции; учат научному видению, в занимательной форме помогают раскрыть сложные явления природы, научиться понимать потребности растений и животных, их взаимоотношения с окружающей средой; отличаются тем, что в них заложены базовые формы осознанно- правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней; служат источником формирования элементарных экологических понятий; позволяют формировать уважение к природе, ответственность за нее. натурфилософский смысл сказки призывает к гармонии человека и природы
Технология работы со сказкой - системный комплекс психолого-педагогических процедур, включающих специальный отбор и композиционное построение дидактических форм, методов, способов, приемов и условий, необходимых для процесса обучения и воспитания посредством сказки. Классификационные параметры: по уровню применения: все уровни; по философской основе: гуманистическая, свободного воспитания; по ведущему фактору психического развития: социогенная и психогенная; по концепции усвоения: развивающая, суггестивная; по ориентации на личностные структуры: технология саморазвития, эмоционально- художественная и эмоционально-нравственная; по характеру содержания и структуре: воспитательно-обучающая и проникающая; по организационным формам: групповая; по типу управления познавательной деятельностью: групповая и дифференцированная; по параметру подхода к ребенку: личностно-ориентированная; по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая. по направлению модернизации: основанная на активизации и интенсификации деятельности детей, природосообразная; по категории обучающихся: массовая.
Типология сказок по Т.Д.Зинкевич -Евстигнеевой Методика работы со сказкой Целевой компонент Содержательный компонент Методологический компонент Общие (развитие, обучение, воспитание). Специальные (ПП, ПД, ПК, ПТ). Частные (программы, занятия и т.д.) Средства Вербально- информаци- онные ТСО Наглядные Методы Работа со сказкой Игротерапия Песочная терапия Арт-терапия Имиджтерапия Куклотерапия Интеграция подходов: Педагогического и психологического технологиитехнологии Формы Работы (анализ, рассказывание, драматизация, сочинение сказок). Организация ПД индивидуальная (консультация) групповая: -КРП -классный час -внекл.меропр. -урок Знания Умения и навыки Моделирование поведения Опыт творческой деятельности Теория Эмпирика О мире Представления О формах Личные качества, поведения черты и свойства. на ценностном уровне
Педагогические условия экологического воспитания младших подростков в процессе работы со сказкой : опора на художественную выразительность и образность волшебных и бытовых типов сказок, ясность их экологического сюжета; применение в качестве приоритетных групповых и коллективных форм организации деятельности учащихся; совместная деятельность педагога и учащихся по анализу экологических сказок, а также их сочинению; эмоционально-деловая насыщенность процесса работы с экологической сказкой, выражающаяся в реализации деятельностного подхода, в частности в применении творческих, активных форм и методов работы со сказкой, таких как драматизация, сочинение сказок и т.д.; соблюдение принципа системности, состоящего во взаимообусловленности целей, задач, содержания, форм, методов и средств работы с экологической сказкой и их соответствии возрастным и индивидуальным особенностями школьников; демократический стиль педагогического руководства, подразумевающий равноправное взаимодействие педагога и учащихся, отказ от прямых наставлений, поддержку инициативы подростков, уважение личности каждого учащегося, опору на положительные качества ребёнка.
Спасибо за внимание!