разработал: воспитатель высшей категории Блажен Наталья Анатольевна г.Протвино 2013 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД 4«СКАЗКА» Г. ПРОТВИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ К РУГЛЫЙ СТОЛ С РОДИТЕЛЯМИ: «ПРАВА РЕБЕНКА».
Цели: в нетрадиционной обстановке обсудить с родителями права детей.
Задачи: познакомить родителей с правами детей и основополагающими документами по правам ребенка; повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми; развивать коммуникативные навыки и толерантность (способность принимать точку зрения собеседника); воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям; развивать эмоциональную отзывчивость;
Материал: книга «Мои права и обязанности», изготовленная детьми группы; выставка рисунков «Моя семья»; педагогические ситуации; выставка документов по защите прав детей: Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс и др.; тест «Какой вы родитель?»; тест «Я и мой ребенок»; памятка родителям «Права и обязанности родителей»; презентация: «Права детей в группе (дети играют : право на отдых, играю с кем хочу и во что хочу, право индивидуальности)».
Предварительная работа: создание презентации из жизни детей группы (право на отдых, право на образование, право на неприкосновенность жилища); создание альбома «Меня так назвали…»; рисование на тему «Моя семья»; проведение консультаций для родителей: «Счастье – когда тебя понимают», «Как нельзя поступать с ребенком».
План встречи. Выступление воспитателя. Викторина «Права литературных героев». Игра «Волшебный сундучок». Просмотр презентации «Права детей в группе». Решение педагогических ситуаций. Наказание в семье. Тест «Какой Вы родитель?» Итог встречи.
Актуальность проблемы: В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В ней сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь; ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Нарушение прав маленьких детей, их достоинства – вполне распространенное явление. Эти нарушения часто возникают в результате некомпетентных воспитательных воздействий на ребенка.
Законодательные акты. Семейный кодекс РФ Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ Устав ДОУ Декларация прав ребенка Закон об образовании Конвенция о правах ребенка
Декларация о правах ребенка – принята в 1923 г. Десять принципов прав детей на: гражданство на имя любовь понимание материальное обеспечение социальную защиту предоставление возможности получать образование развиваться физически нравственное и духовное развитие свободу и достоинство.
Конвенция о правах ребенка – 1989 год Реализация прав ребенка включает: защиту его от всех форм жестокого обращения права на охрану жизни и здоровья защиту его права на образование права на игру права на сохранение своей индивидуальности
Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.
Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ - закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных "Конституцией" Российской Федерации, в целях создания правовых, социально- экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Закон «Об образовании» утверждает право детей на бесплатное образование.
Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Викторина «Права литературных героев» К акое правило нарушила ведьма в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? П очему обитатели двора в сказке Андерсена «Гадкий утенок» обижали гадкого утенка? К аким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А. Толстого «Золотой ключик» К акое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? К акое право Царевны нарушил Кощей Бессмертный, увезя ее к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке «Царевна-Лягушка»? К акое право нарушила злая волшебница, когда украла малолетнего принца, прогневавшись на его отца? В спомните сказку Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». На какое право посягнула царица, приказав Чернавке извести царевну и бросить ее в лесу? К акое правило нарушила Лиса в сказке «Заюшкина избушка»?
Игра «Волшебный сундучок»
Решение педагогических ситуаций: Ситуация 1. Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь! Сын. А я имею право на отдых и досуг. Я привык отдыхать с громкой музыкой! Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Ситуация 2. Петя бегал по группе во время занятия. На замечание воспитателя ответил: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Ситуация 3. Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил? Сын. Потому что ООН запрещает использовать труд детей. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Ситуация 4. В нашем кинотеатре идут фильмы о любви, а детям до 16 лет смотреть нельзя. Нарушаются ли права ребенка на получение информации?
Формы наказания: а) физическое; б) речевая агрессия (ругань, оскорбления); в) сепарационные наказания, то есть лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним, то есть ребенка лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться; г) наказание естественными последствиями, состоящие в лишении ребенка за провинность чего- нибудь приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т. д.);
Тест «Какой Вы родитель?» Сколько раз тебе повторять? Посоветуй мне, пожалуйста Не знаю, что бы я без тебя делал (а) И в кого ты такой уродился! Какие у тебя замечательные друзья! Ну на кого ты похож (а)? Я в твои годы. Ты моя опора и помощник (ца). Ну что за друзья у тебя? О чем ты только думаешь! Какая (какой) ты у меня умница! А как ты считаешь, сынок (доченька? У всех дети, как дети, а ты…. Какой (какая) ты у меня сообразительный (ая! )
Итог встречи «Если ребенок смеется - значит, мы все сделали правильно».
Спасибо за внимание!