Особенности выбора примерных основных образовательных программ дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного отделения образовательной организации Будже Тамара Андреевна, заведующий лабораторией отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов МЦКО ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ г.
П ФГОС ДО гласит: основная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается и утверждается организацией самостоятельно в соответствии с требованиями Стандарта и учетом примерных программ: примерные программы выбираются в качестве основы; содержание примерной программы учитывается при разработке основной образовательной программы; основная образовательная программа разрабатывается исключительно на основании ФГОС ДО (т.е. без учёта примерных программ).
Виды примерных программ Комплексная программа – это программа, включающая основные направления развития ребенка во всех пяти образовательных областях. Парциальная программа включает одно или несколько направлений развития ребенка. Программы компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
« От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. «Успех» / Под редакцией Н.В. Фединой. «Радуга» / Под редакцией Е.В. Соловьёвой. «ОткрытиЯ» / Под ред. Е.Г. Юдиной. «Миры детства» / Под редакцией Т.Н. Дороновой. «Тропинки» / Под редакцией В.Т. Кудрявцева. «Первоцветы» / Под редакцией Н.В. Микляевой. «Истоки» / Под редакцией Л.А. Парамоновой. «Детский сад дом радости» Крылова Н.М. «На крыльях детства» / Под редакцией Н.В. Микляевой. «Детство» / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика» Белькович В.Ю., Гребёнкина Н.В., Кильдышева И.А. «Основы физического воспитания в дошкольном детстве» Винер-Усманова И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. Проект примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Нищева Н.В. «Березка» / Под редакцией В.К. Загвоздкина, С.А. Трубицыной. «Детский сад по системе Монтессори» / Под редакцией Е.А. Хилтунен. «Разноцветная планета» / Под редакцией Е. А. Хамраевой и И. В. Мальцевой. «Золотой ключик» / Под редакцией Г.Г. Кравцова. «Мир открытий» / Под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. Проект примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной. «Ступеньки детства» / Под редакцией Н.М. Конышевой. На сегодняшний день в открытом доступе на сайте Федерального Института Развития Образования размещен 21 проект примерных образовательных программ:
В соответствии с п ФГОС ДО: обязательная часть образовательной программы группы в соответствии может быть оформлена в виде ссылки на соответствующую примерную основную образовательную программу; часть программы, формируемая участниками образовательных отношении, также может быть оформлена в виде ссылки на соответствующую методическую литературу, представляющую парциальные программы и/или методические разработки, используемые педагогическим коллективом при реализации этой части программы.
Практика реализации образовательных программ показывает следующее: примерные образовательные программы дошкольного образования, как правило, несут в себе минимум содержания, а вариативные формы, способы и средства реализации основной образовательной программы дошкольного образования педагогический коллектив выбирает самостоятельно; редко какая образовательная организация в своей деятельности использует исключительно то методическое обеспечение, которое идёт в нагрузку к выбранной примерной комплексной программе; помимо описания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития воспитанников, в содержательном разделе образовательной программы дошкольного отделения указываются иные характеристики содержания программы, наиболее существенные с точки зрения авторов (педагогов).
Практический опыт последних пяти лет показал, что для развития воспитанников в каком-либо приоритетном направлении указывалось от 3 до 8 парциальных программ. Количество технологий и методик порой превышало несколько десятков, что, в свою очередь, нарушало не только практическое, но и теоретическое правдоподобие. Ввиду потенциального увеличения количества примерных парциальных программ, прошедших экспертизу, данная ошибка может повторяться снова. Практика реализации образовательных программ показывает следующее:
При разработке основной общеобразовательной программы следует помнить : Оформление содержательного раздела исключительно в виде ссылки на примерную программу осуществляется только в том случае, если: примерная программа выбирается в качестве основы образовательного процесса и реализуется в полном её объеме; описание образовательной деятельности в пяти образовательных областях (в выбранной примерной программе) отражает все необходимые позиции с точки зрения ФГОС ДО: описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы, способы и направления поддержки детской инициативы и др.
Спасибо за внимание! Государственное автономное учреждение города Москвы «Московский центр качества образования» Адрес: 2-й Верхний Михайловский проезд., д. 9 а. Будже Тамара Андреевна Телефон: (495) доб