Районный семинар «Программно- методическое обеспечение дополнительного образования на базе ОУ»
МБОУ ДОД ЦРТД и Ю На учебный год открыто 68 творческих объединений по направленностям: ЦРТД и Ю На базе СОШ -научно-техническая 1 0 -спортивно-техническая 4 3 -физкультурно-спортивная - 6 -художественно-эстетическая культурологическая 1 3 -социально-педагогическая 3 9
Реализация дополнительных образовательных программ в ЦРТД и Ю. В учебном году в ЦРТД и Ю реализуется 65 дополнительных образовательных программ. Из них : -1 авторская ДОП, -64 модифицированные ДОП.
Реализация дополнительных образовательных программ по направленностям в ЦРТД и Ю Спортивно-техническая: 4 педагога, 3 программы Научно-техническая: 1 педагог, 1 программа Художественно- эстетическая: 38 педагогов, 34 программы Культурологическая: 2 педагога, 2 программы Социально- педагогическая: 18 педагогов, 19 программ Физкультурно-спортивная: 6 педагогов, 6 программ.
Программа – это нормативный официальный документ, определяющий цели, задачи, содержание и способы организации деятельности, а также ее предполагаемые результаты. который является: Показателем профессионального уровня педагога; Характеристикой содержания совместной деятельности педагога и воспитанника; Обоснованием необходимости материально- технического обеспечения работы педагога. Педагогический процесс фиксируется содержанием программы
Целью дополнительного образования является: создание условий для самообразования, самореализации в интересной для личности деятельности, т.е. знания здесь являются средством решения значимых для ребенка проблем. Образовательный процесс осуществляется в непринужденной обстановке, который позволяет детям проявить свою фантазию, самостоятельность, выдвигать новые неожиданные идеи.
Пунктом 5 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Любая программа должна обладать следующими качествами: - Актуальность; - Вариативность; - Оптимальность - Реалистичность; - Контролируемость; - Чувствительность к сбоям.
Структура дополнительной образовательной программы Дополнительная образовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы: -Титульный лист, -Пояснительную записку, - Учебно-тематический план, -Содержание изучаемого курса, -Методическое обеспечение, -Список литературы.
Титульный лист Полное наименование образовательного учреждения; Где, когда и кем утверждена ДОП; Название ДОП; Возраст детей, на которых рассчитана ДОП; Срок реализации ДОП; ФИО, должность составителя (автора); Название города, населенного пункта, в котором реализуется ДОП; Год разработки ДОП.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» Рекомендовано педагогическим советом «УТВЕРЖДАЮ» Протокол ______ Директор ЦРТДиЮ « ____»____________20___г. ___________Сапронова Е.Е. «_____»___________20__г. Образовательная программа Дополнительного образования детей «Юные инспектора дорожного движения» Срок реализации 2 года Для детей лет Составитель: Педагог дополнительного образования Иванов Иван Иванович Г. Красногорск 2013 Расположение титульного листа на бумаге формата А-4 ВЕРТИКАЛЬНО!
Пояснительная записка Программа, взятая за основу при составлении данной программы; Направленность, вид (модифицированная, авторская) ДОП; Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность; Цель ДОП; Задачи ДОП; Отличительные особенности данной программы от уже существующих ДОП; Возраст детей, участвующих в реализации данной ДОП, их возрастные особенности; Сроки реализации ДОП (продолжительность образовательного процесса, этапы); Формы и режим занятий; Ожидаемые результаты и способы их проверки; Формы подведения итогов реализации ДОП (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
Направленности 1.Научно-техническая 2.Спортивно-техническая 3.Художественно-эстетическая 4.Физкультурно-спортивная 5. Культурологическая 6.Социально-педагогическая 7.Эколого-биологическая 8.Туристско-краеведческая 9.Военно-патриотическая 10. Социально-экономическая
Цель программы: Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. Это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность. В описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей» и т.п.
Задачи программы: Обучающие (приобретение определенных знаний, умений, навыков); Воспитательные (формирование социальной активности, культуры общения, поведения); Развивающие (развитие самостоятельности, активности, ответственности). Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели и должны быть соотнесены с прогнозирующими результатами.
Учебно-тематический план: Составляется по годам обучения. Содержит: Перечень разделов, тем ДОП; Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. 1 час в неделю – в год 36 часов, 2 часа в неделю – в год 72 часа, 3 часа в неделю – в год 108 часов.
Учебно-тематический план Первый год обучения п\п Название разделов и тем Количество часов Всего ТеорияПрактика 1. Вводное занятие Инструктаж по Технике Безопасности История автомототранспорта и безопасности движения Дорожные знаки Запрещающие знаки Знаки приоритета
Содержание программы: -проводится краткое описание разделов и тем по каждому году обучения; - раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане; -указать название темы, перечислить основные содержательные моменты, выделить теоретическую и практическую части ; -в конце указываются ожидаемые результаты (что должен знать и уметь обучающийся).
Методическое обеспечение программы: Формы занятий, планируемые по каждой теме или разделу ДОП (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий; Формы подведения итогов по каждой теме или разделу ДОП; Критерии оценки уровня освоения ДОП.
Список литературы: Список использованной литературы и рекомендуемой для педагогов Список рекомендованной литературы для детей и родителей.
Приложения: Календарно-тематические планы по годам обучения; Памятки; Инструкции по технике безопасности; Образцы анкет, тестов; Достижения обучающихся; Разработки мероприятий, открытых занятий и т.д.