Инновационная составляющая деятельности дошкольных организаций в условиях реформирования системы дошкольного образования Кондратьева И.В., координатор регионального проекта, старший методист отдела развития образовательных систем ОГБУ «РЦРО»
Особенности переходного периода: реформирование системы образования; рост профессиональной компетентности, привлечение внебюджетных средств; расширение внешних социальных связей образовательной организации; новые возможности для профессионального роста педагогических и руководящих работников; Изменение статуса родителей ( законных представителей), использование их потенциала в организации образовательного процесса и создании образовательной среды; методическое обеспечение процесса проектирования нововведений в условиях дошкольной организации.
Innovation означает инновация, нововведение, новшество, новаторство. Новшество – это улучшение существующей технологии или технического средства. Нововведение – изменение технологии, в т.ч. ее улучшение, процесс использования какого-либо новшества Инновация – это что-то абсолютно новое.
Феномен психологической готовности наличие установки и способности к полному включению в нестереотипную деятельность; возможность и готовность к принятию самостоятельного и обоснованного решения; готовность к испытанию стрессом; способность и готовность к достижению согласия
Типы реагирования на инновационные преобразования активное участие; активное или пассивное сопротивление; неучастие
Стадии обучения творческой активности выработка стремления к рационализации образовательного процесса и эффективной организации труда; выявление педагогических и организационных проблем; обучение методике аналитической и критической деятельности Принципы инновационной деятельности
решение реальных практических проблем; эффективное обучение – это изменение взглядов, установок; интенсивность погружения в проблему; принятие идеи – все люди талантливы с детства; обработка и изучение большого количества информации; обучение и деятельность в группе; Дозированное использование «новой» информации
Основные проблемы введения инноваций недостаток методического обеспечения; негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с устойчивостью стереотипов образовательной деятельности в дошкольной организации; неумение работать коллективно в условиях инноваций; пассивное отношение руководителя к инновационным инициативам сотрудников; недостаток у руководителя знаний в организации и внедрении инновационных процессов; отсутствие системы формирования и трансляции инновационного педагогического мастерства (материальное и моральное стимулирование, проведение смотров, конкурсов, презентаций, введение специальной системы и нормативов повышения квалификации)
Ориентиры инновационной деятельности Инновации в управленческой деятельности; Инновации в содержании образования; Инновации в технологиях; Инновации в работе с кадрами; Инновации в работе с детьми; Инновации в работе с родителями; Инновации в предметно-развивающей среде
Условия эффективности инновационной деятельности системность в методической работе; наличие у педагога личного плана развития; постоянный анализ успехов и достижений в работе; создание творческой атмосферы и объединение усилий; установление добрых, открытых отношений; обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов; проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности
УСПЕХОВ! ТВОРЧЕСТВА! ПОБЕД В ОСВОЕНИИ И ВНЕДРЕНИИ ИННОВАЦИЙ!