Министерство общего профессионального образования Свердловской области МКОУ «Школа 3» «Роль психолого – педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования» Подготовила: педагог – психолог МКОУ «Школа 3» Родионова Светлана Викторовна Подготовила: педагог – психолог МКОУ «Школа 3» Родионова Светлана Викторовна 2013 год Родионовой Светланы Викторовны
« Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве » Всемирная декларация защиты прав и развития детей
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Муниципального образования город Ирбит « Основная общеобразовательная школа 3»
Коллектив учащихся Мальчиков – 55%,. Девочек – 45%, Дети с ОВЗ – 50%, Группы здоровья: - 1 группа – 0% - 2 группа – 41% - 3 группа – 52% - 4 группа 4 % - 5 группа (дети-инвалиды) – 3% Дети, проживающие в дет. доме, приюте – 6%, Опекаемые – 6%, Дети из многодетных семей – 28%, Дети из малообеспеченных семей – 47 %.
Цель : создание условий для реабилитации и социальной адаптации детей с ОВЗ к окружающему миру ; их полноправному и активному участию в учебном процессе общеобразовательной школы. Задачи сопровождения: 1) выявление причин и условий проявления недостатков в развитии и отклонений в поведении детей с ОВЗ; 2) разработка методов, приёмов и средств коррекционно- педагогического воздействия на личность ребенка с ОВЗ; 3) включение родителей как полноправных партнеров в коррекционно-педагогическую деятельность; 4) разработка приёмов продуктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Основные направления деятельности педагога-психолога при сопровождении детей с ОВЗ: психологическая профилактика ; психологическая диагностика ; психологическое развитие и коррекция ; консультативная деятельность ; организационно - методическая работа ; психологическая взаимопомощь и взаимоподдержка детей с ОВЗ и членов их семей.
Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает: Суть психологической работы с детьми с ОВЗ состоит в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции, преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков. Совместная работа педагогов школы и психолога по поводу успешной адаптации детей с ОВЗ к социуму, создает предпосылки на ориентированное решение проблем, возникающих у данной категории детей.
Методы психологической коррекции, с учетом возрастных особенностей обучающихся с ОВЗ, используемые мной : метод диалога ; метод разыгрывания и обсуждения ролевых ситуаций ( фильмотерапия, сказкотерапия ); метод куклотерапии ; метод саморефлексии ; методы групповой психотерапии ( тренинги, игры ).
Формы работы с родителями детей с ОВЗ : индивидуальные беседы ; консультации ; лектории ; круглые столы ; тренинги ; деловые игры ; коллективные творческие дела.
Совместная работа педагогов и родителей Наиболее эффективной формой работы с родителями в нашей школе являются совместные круглые столы, тренинги, которые проводятся в активных формах с участием педагогов нашей школы и других образовательных учреждений нашего города. На таких мероприятиях мы используем элементы следующих методов: дискуссии, игры, совместная деятельность, обсуждение и разыгрывание ситуаций, обучающие эксперименты, анализ поступков детей и родителей, анализ типов коммуникативных взаимоотношений, анализ ситуаций, анализ видео - и аудиоматериала. Родители, участвующие в данных мероприятиях вынуждены размышлять о психофизических закономерностях развития своего ребенка. Здесь они учатся всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка, расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком; получают профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов воспитания. У родителей формируется адекватное представление о детских возможностях и потребностях, раскрываются новые ресурсы.
« Круглые столы» и семинары с родителями и педагогами города.
Инклюзивное образование требует от всех причастных к нему мудрости и мужества – в постановке и решении непростых задач. Но если это путь от культуры полезности к культуре достоинства человеческой личности, независимо от ее здоровья, пола, национальности и социального статуса, – то кто сказал, что этот путь будет легок. Очень важно понять, что при включении детей с ОВЗ в учебный процесс общеобразовательной школы, все участники образовательного процесса привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.