Эффективность технологии проектирования в ДОУ для развития дошкольников. Формирование у детей мотивации к дальнейшему развитию и творческой деятельности.
Проектирование - это комплексная деятельность, способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Другими словами, это интегрированный метод обучения, направленный на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Этапы проектирования: Целеполагание ( педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени ) Разработка проекта ( план деятельности по достижению цели: а) к кому можно обратиться за помощью; б) в каких источниках можно найти информацию; в) какие предметы использовать; г) с какими предметами научиться работать для достижения цели ) Выполнение проекта ( практическая часть ) Подведение итогов ( определение задач для новых проектов )
Типология проектов в дошкольном образовании: По доминирующему методу : исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные. По характеру содержания : включают ребёнка и его семью; ребёнка и природу; ребёнка и рукотворный мир; ребёнка, общество и культурные ценности. По характеру участия ребёнка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата. По характеру контактов : осуществляется внутри одной возрастной группы; в контакте с другой возрастной группой; внутри ДОУ; в контакте с семьёй; учреждениями культуры; общественными организациями. По количеству участников : индивидуальный, парный, групповой, фронтальный. По продолжительности : краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.
Способ разработки тематического проекта в форме модели «трёх вопросов»: Что мы знаем? (о предмете, явлении) Что мы хотим узнать? Что узнали?
Способы сбора информации: Чтение книг, энциклопедий Обращение к педагогам, родителям Проведение экспериментов Тематических экскурсий Воссоздание предметов или событий и т.д.
Результат проекта: Книга ПанноРисунок ПоделкаАппликация КонструкцияЭкскурсия Концерт Урожай овощей Сочинённая сказка Альбом Презентация
Характер участия ребёнка в проектировании: I этап ( младший дошкольный возраст ): наблюдает за деятельностью взрослых; II этап ( средний дошкольный возраст ): эпизодически участвует и осваивает роль партнёра; III этап ( старший дошкольный возраст ): переходит к сотрудничеству.