Существительные общего рода Урок для 5 класса. 1. Цели: Закрепление материала по теме «Род имён существительных». Закрепление материала по теме «Род имён.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель урока: познакомить учащихся с существительными общего рода; совершенствовать навыки определения рода имен существительных, умение употреблять в речи.
Advertisements

Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Имена существительные общего рода.
Практическая часть Тест. Результат теста Верно: 14 Ошибки: 1 Отметка: 4 Время: 0 мин. 35 сек. ещё исправить.
Урок русского языка 6 класс «Имена существительные общего рода»
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА: МОРОЗОВА М. В.. ПЛАКАЛА САША, КАК ЛЕС ВЫРУБАЛИ… РАЗ У ОТЦА В КАБИНЕТЕ САША ПОРТРЕТ УВИДАЛ.
Автор : Смолина Н. М. учитель высшей категории МОУ Арефинская СОШ.
Части речи Общее название группы слов Имя существительное Имя прилагательное Глагол На какие вопросы отвечает Кто? Что?Какой? Какая? Какое? Какие? Что.
Части речи МОШИ «Ляминская средняя общеобразовательная школа-интернат» с/п Лямина, Сургутский район Ослина Ирина Викторовна – учитель начальных классов.
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ Фронтальная работа с классом. Выполнение задания «Проверь себя!» 1.Определи,какие слова являются однозначными,
Имена существительные общего рода Урок русского языка в 6 классе ябеда обжора.
РУССКИЙ ЯЗЫК 7 класс Тема урока: «Личные местоимения единственного и множественного числа» Урок разработала Желонкина Галина Михайловна, учитель русского.
Род имён существительных
Имена существительные общего рода Таскина Елена Владимировна МБОУ СОШ 183 имени Р. Алексеева г. Н. Новгорода учитель русского языка и литературы.
Общеобразовательна средняя школа 56 города Актобе» Город Актобе, 2017 год.
Части речи. Имя существительное.. Расскажи о частях речи. Части речи. Часть речи Имя существительное Глагол Имя прилагательное Обозначает ….. Отвечает.
Давай проверим твои знания! Давай! 1). Что такое глагол? В). Сказуемое Б). Действие А).Часть речи.
Здравствуй, мой подруга, Оля! Пишет тебе твоя друг Джастин. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой мама угощала меня пирогом.
Готовимся к ЕНТ по русскому языку с 5 класса Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : Самостоятельные части речи 5 класс Составитель РепетухасЕлена.
1 скл. 2 скл.3 скл. 1 склонение 2 склонение 3 склонение Имена существительны е мужского и женского рода с окончаниями - а - я Имена существительны е.
Разряды и морфологические признаки местоимений- прилагательных и местоимений- числительных. РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС, Ч. 2. Урок 79. © ООО «Баласс», 2014.
Транксрипт:

Существительные общего рода Урок для 5 класса

1. Цели: Закрепление материала по теме «Род имён существительных». Закрепление материала по теме «Род имён существительных». Знакомство с понятием существительное общего рода. Знакомство с понятием существительное общего рода. 2. Оборудование: Мультимедийная презентация 3. Создание условий для открытия учащимися понятия существительные общего рода и выделения условий их употребления. Создание условий для открытия учащимися понятия существительные общего рода и выделения условий их употребления. Формирование умения находить имена существительные общего рода в тексте, опознавать, сопоставлять явления и факты, работать с текстом. Формирование умения находить имена существительные общего рода в тексте, опознавать, сопоставлять явления и факты, работать с текстом. Сформировать умение правильно употреблять имена существительные общего рода в речи. Сформировать умение правильно употреблять имена существительные общего рода в речи. 4. Источник: Учебник «Русский язык». 5 класс. Под ред. М.М. Разумовской, П.А Леканта

??????

Ребята! Как вы заметили, у нас сегодня еще нет темы урока, но сегодня мы с вами повторим пройденное на прошлом уроке и откроем что-то новое. И тему урока сформулируем в конце. Попробуем?

План урока Повторяем Исследуем Тренируемся

Что же мы прошли на прошлом уроке? Перечислите три рода имен существительных. Какой это признак имени существительного? Как распределяются существительные по родам в русском языке?

Как мы узнаем род имени существительного? Можем подставить местоимения М.р.Ж.р.Ср.р. МОЙ ОН МОЯ ОНА МОЁ ОНО

Определим род существительных: Берег Беседа Озеро Экскурсия Завтрак Решение Земляника М.р. Ж.р. Ср.р. Ж.р. М.р. Ср.р. Ж.р. Какое значение имеет слово экскурсия?экскурсия

Экскурсия - (от лат. excursio поездка, вылазка), посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.)

Найдем ошибки в предложениях и исправим их: В рюкзаке не оказалось картофель. Я хотел полакомиться повидло. На пруду плавал лебедя. На следующий день на ноге уже не было мозоль. В вольере не оказалось тигрица. Подберем к этим словам согласованные определения, чтобы проверить себя картофеля повидлом лебедь мозоли тигрицы

Ребята, к нам пришло письмо от девочки Насти Кувшинчиковой. Давайте прочитаем его…

От Насти Ребятам Ребята, помогите мне. Я уже устала от Пети, совсем не знаю, что с ним делать. Он теперь такой плакса, что-то сделает не так и сразу плачет. А еще, он жуткий брюзга, чуть что не по нраву – сразу начинает брюзжать. Не знаю, что же делать с самой собой, я стала такая транжира. И еще, хочу поделиться с вами своими планами, хочу стать врачом. Представляете: лечащий врач Кувшинчикова уехала в командировку. Буду ждать помощи! Всего хорошего! Ваша Настя.

Как вам кажется, все ли правильно в этом письме? Какую особенность вы заметили? Ребята, помогите мне. Я уже устала от Пети, совсем не знаю, что с ним делать. Он теперь такой плакса, что-то сделает не так и сразу плачет. А еще, он жуткий брюзга, чуть что не по нраву – сразу начинает брюзжать. Не знаю, что же делать с самой собой, я стала такая транжира. И еще, хочу поделиться с вами своими планами, хочу стать врачом. Представляете: лечащий врач Кувшинчикова уехала в командировку. Буду ждать помощи! Всего хорошего! Ваша Настя.

Ребята, помогите мне. Я уже устала от Пети, совсем не знаю, что с ним делать. Он теперь такой плакса, что-то сделает не так и сразу плачет. А еще, он жуткий брюзга, чуть что не по нраву – сразу начинает брюзжать. Не знаю, что же делать с самой собой, я стала такая транжира. И еще, хочу поделиться с вами своими планами, хочу стать врачом. Представляете: лечащий врач Кувшинчикова уехала в командировку. Буду ждать помощи! Всего хорошего! Ваша Настя.

Давайте сформулируем проблемы, которые нам необходимо решить: 1. Почему ряд существительных на -а, -я употреблен в качестве названия лиц как мужского, так и женского пола, если в русском языке существительные распределяются по родам, а не изменяются? 2. Почему существительное со значением названия лица по профессии по форме мужского рода может обозначать лицо женского пола, при этом согласовываться с прилагательным в мужском роде, а с глаголом в женском?

Как вы думаете, это исключения, нарушения или что-то другое? А что именно мы должны проанализировать, чтобы узнать правду?

Ребята, помогите мне. Я уже устала от Пети, совсем не знаю, что с ним делать. Он теперь такой плакса, что-то сделает не так и сразу плачет. А еще, он жуткий брюзга, чуть что не по нраву – сразу начинает брюзжать. Не знаю, что же делать с самой собой, я стала такая транжира. И еще, хочу поделиться с вами своими планами, хочу стать врачом. Представляете: лечащий врач Кувшинчикова уехала в командировку. Буду ждать помощи! Всего хорошего! Ваша Настя. такой плакса жуткий брюзга такая уехала транжира лечащий врач Кувшинчикова

Давайте разобьемся на группы и решим следующие задачи: 1.Определить, является ли это языковое явление нарушением или исключением. Дать название этому языковому явлению. 2. Сформулировать правила употребления существительных с такими особенностями. 3. Составьте еще несколько примеров употребления существительных с такими особенностями.

такой плакса жуткий брюзга такая транжира лечащий врач уехала

Давайте сравним результаты вашей работы с истиной: 1. В русском языке есть ряд существительных на –а, -я, которые могут называть как лиц мужского пола, так и лиц женского пола. Такие слова являются существительными общего рода.

Давайте сравним результаты вашей работы с истиной: Прилагательные с такими существительными согласуются и в женском и в мужском роде. Некоторые существительные мужского рода, называющие профессию, род занятий, общественное положение, звание, могут употребляться для обозначения лиц как мужского, так и женского пола. Если эти существительные называют лиц женского пола, то глагол- сказуемое согласуется с ними в женском роде. 2.

Существительные общего рода Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока?

Давайте выполним несколько упражнений: Найдем в тексте существительные общего рода: Старуха сидит под окошком, На чем свет стоит мужа ругает: «Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил, простофиля, избу!» Кто автор строк? Из какого произведения эти строки? Дурачинапростофиля

Образуйте существительные общего рода со значением «лицо, производящее действие», по образцу разинуть-разиня: Реветь Растрепать Транжирить Задирать Мямлить Брюзжать Рёва Растрёпа Транжира Задира Мямля Брюзга

Вы отлично поработали!

Домашнее задание: Упражнение 713 (стр. 241). Составить небольшой текст (5-6 предложений) с одним из слов: адвокат, геолог, астроном, парикмахер, продавец, визажист, консультант.