Повторение и закрепление изученного. (Первый урок из двух запланированных по этой теме).
Цели урока: Повторить знания по морфологии и словообразованию причастий. Закрепить умение находить причастие и определять его признаки. Отработать навык написания некоторых орфограмм в причастии. Совершенствовать умение находить и выделять знаками препинания причастные обороты.
Морфология Глагол плюс прилагательное - равняется причастие. В значении причастия глагол и прилагательное Так приняли участие, что оба в нем влиятельны. Прилагательное Глагол Обозначает признак Обозначает действие предмета. предмета. ( Какой? Чей? ) (Что делать? Что сделать?) Причастие Обозначает признак предмета по действию. ( Какой?)
Морфологические признаки Признаки глагола Признаки прилагательного
Морфологические признаки Признаки глагола Признаки прилагательного Вид Число Время Род Возвратность Падеж Разряд: действительное, страдательное. Читающий книгу. Читавший книгу Читаемая книга. Прочитанная книга.
Словообразование. Наст. вр. енн- -н (нн)- -т- УНЕСЕННЫЙ, ПРОЧИТАННЫЙ ВЫШИТЫЙ Прош. вр.-вш- -ш- ПРОЧИТАВШИЙ НЕСШИЙ ущ- (-ющ-)-I спр. -ащ (-ящ-)-II спр. НЕСУЩИЙ ДЕРЖАЩИЙ -ом- ( -ем-)-I спр. -им- -II спр. ЧЕТАЕМЫЙ ГОНИМЫЙ Время ДействительноеСтрадательное
ЗАКРЕПЛЯЕМ ОРФОГРАММУ
Тяжело дыш..щий, озаря..мый солнцем, пил..щий дерево, кле..щий коробку, охраня..мая территория, бор..щийся с бурей,движ..мый состраданием, вид..мый мною, стро..щееся здание, ла..щая собака, подгоня..мый окриками.
Тяжело дышащий, озаряемый солнцем, пилящий дерево, клеящий коробку, охраняемая территория, борющийся с бурей, движимый состраданием, видимый мною, строящееся здание, лающая собака, подгоняемый окриками.
Найдите ошибки, исправьте их. Причастие это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? Действительные причастия образуются при помощи суффиксов -ащ- (-ящ-), -ущ- (ющ-), - енн-, -нн-. н-. Краткие причастия изменяются по падежам, числам и родам. Страдательные причастия образуются от переходных и непереходных глаголов. Краткие причастия в предложении чаще всего выступают в роли определения.
Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. (А.А.Фет.) (А.А.Фет.)
Некоторые трудные случаи морфологии причастий. Отличай причастия от отглагольных прилагательных. Помни, что с этим связано их правописание. Отглагольные прилагательные – Н. Образованы от глаголов несов. вида. груженые Причастия в полной форме – НН. Причастия в краткой форме – Н. Образованы от глаголов несов. вида, но есть зависимое слово груженные кирпичом Образованы от глаголов сов.вида решенный
Распредели слова по столбикам, вставь пропущенные буквы. Варе..ый картофель, сваре..ый картофель, варе..ный в кастрюле, коше..ый луг, коше..ый утром, трава скоше..а, разграфле..ый лист,графле..ая бумага, организова..ая встреча, нечита..ые книги, книги прочита..ы, кова..ая решетка. Причастие Прилагательное
Причастие Прилагательное Сваренный картофель Варенный в кастрюле Кошенный утром Трава скошена Разграфленный лист Организованная встреча Книги прочитаны Вареный картофель Кошеный луг Графленая бумага Нечитаные книги Кованая решетка
Определите синтаксическую роль причастий. После выполненной работы обед вкусен. Что посеяно, то и взойдет. Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет.
Типы ошибок,связанные с употреблением причастий в речи. Неправильное образование форм. Неверное согласование причастий с определяемыми существительными. Избыточное скопление причастий с шипящими, которое приводит к неблагозвучию речи.
Стелящийся туман затруднял поиски.
Стелющийся туман затруднял поиски.
Приютившийся в углу котенок, свернувшийся клубком, спрятавшийся от смотревших на него людей голову и хвост, изредка подрагивал во сне.
Около окна, небрежно занавешенном хозяином, столпились какие-то люди.
Около окна, небрежно занавешенного хозяином, столпились какие-то люди.
Причастный оборот. Выключенный утюг. Утюг, выключенный мною. Выключенный мною утюг.
Соблюдай границы причастного оборота! Найдите ошибку. Об уехавшем друге месяц назад вспоминали каждый день. Об уехавшем месяц назад друге вспоминали каждый день.
ЗАКРЕПЛЯЕМ ПУНКТОГРАММУ
Лес освещенный лучами осеннего солнца преобразился и мы часто останавливались пораженные его красотой.
Лес, освещенный лучами осеннего солнца, преобразился, и мы часто останавливались, пораженные его красотой.
Юный лес, в зеленый дым одетый, Теплых грез нетерпеливо ждет…(А.К.Толстой)
МОЛОДЦЫ! Продолжаем работать.