Правила чтения Ознакомительная программа по русской фонетике (модуль 2) Целью данной программы является знакомство иностранных учащихся со звуко-буквенным.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
– […] [] а (32 ) - [а ] - [ а ] А (1), О (16), У (21), Ы (29), Э (31), И (10) Анна [ а нн а ] он [ о н] ум [ у м] мы [м ы ] это [ э т а ] мир [м и р]
Advertisements

Ознакомительная программа по русской фонетике (1 модуль) Целью данной программы является знакомство иностранных учащихся с русским алфавитом и звуками,
Фонетика Расшифровка опорного конспекта. Автор: Попков С.И., учитель русского языка МОУ СОШ 112 города Уфы Данная презентация предназначена для самостоятельной.
Рекомендации по работе со схемами Схемы по орфограммам для учащихся 1-4 классов. УМК «Школа России» Использовать для коллективной и индивидуальной работы.
Т ЕМА УРОКА : «Ф ОНЕТИКА. О РФОЭПИЯ » «Трудно переоценить роль литературного произношения – одного из важных показателей общего культурного уровня современного.
ГИА А 4 Подготовила: Попова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы.
Задание А 4. Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. Подготовила учитель русского языка и литературы ГБУ СОШ 924 О. Н. Иванова.
Фонетика Конспект лекции. Звуки Гласные [ а ] [ о ] [ у ] [ и ] [ ы ] [ э ] Согласные ?
Фонетика Гласные и согласные звуки. Различие между гласными и согласными звуками ярко показал в стихах С. Маршак: Дыхание свободно в каждой гласной, В.
Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. Подготовка к ГИА (выполнение задания А4)
Автор: Омельчук Людмила Николаевна учитель русского языка и литературы МКОУ Сортавальского МР Республики Карелия СОШ 7.
Справочное пособие по орфографии Калинина Мария Владимировна учитель начальных классов гимназии 144 Гасникова Лидия Гавриловна учитель начальных классов.
Что необходимо знать по разделу «Фонетика» ? 1.Какие звуки являются гласными,какие – согласными. Какие звуки являются шипящими. Какие звуки мягкие или.
Фонетика Звуки речи Гласные звуки Ударные Безударные Согласные звуки Твердые Мягкие Глухие Звонкие (Степка! Хочешь щец? Фи! )
Звуки речи [ ] Гласные [ ] Ударные Безударные Согласные [ ] Твёрдые Звонкие ^ Глухие Мягкие, Звонкие ^ Глухие.
Выбери букву. Буква «А» обозначает звук [а]. Звук [а] – гласный. В слове может быть ударным или безударным.
Подготовка к ГИА ФОНЕТИКА. Парные твёрдые и мягкие согласные Твёрдые: [б], [в], [г], [д], [з], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] Мягкие:[б],[в],[г],[д],[з],[л],[м],[н],[п],[р],[с],
Основные нормы современного литературного произношения в русском языке.
Занятие 9. Фонетика. Звуки речи. Фонетический анализ слова.
Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
Транксрипт:

Правила чтения

Ознакомительная программа по русской фонетике (модуль 2) Целью данной программы является знакомство иностранных учащихся со звуко-буквенным строем русского языка на этапе, предшествующем обучению произношению, чтению и письму. Программа может быть использована под руководством преподавателя или самостоятельно на любом этапе овладения русским языком.

Приветствие Дорогие друзья! Смотрите, слушайте, читайте комментарии! Запоминайте полезную информацию! Желаем вам успехов в изучении русского языка!

Транскрипция Транскрипция – передача произношения буквами и символами – заключена в квадратные скобки […]. Символ [] обозначает мягкость согласного. Ударные гласные обозначены более крупным и жирным шрифтом а(32 кегль). Предударные гласные обозначены более мелким шрифтом - [а ]. Остальные безударные гласные обозначены так - [ а ].

Гласные 6 букв обозначают простые гласные А (1), О (16), У (21), Ы (29), Э (31), И (10) Анна [ а нн а ] он[ о н] ум[ у м] мы[м ы ] это[ э т а ] мир[м и р]

Йотированные гласные. Произношение: 1)в позиции перед согласными 4 буквы обозначают йотированные гласные: Е [йэ/э], Ё [йо/о], Ю [йу/у], Я[йа/а] Произношение этих гласных зависит от их позиции в слове. В начале слова они произносятся как два звука. ем [й э м] ёж [й о ш] юг[й у к] я[й а ]

2) в позиции после гласных В позиции после гласных в конце слова они произносятся как два звука. Смотрите и слушайте: моя [м а й а ] читая [ч и т а й а ] мою [м о й у ] двое [дв о й э ]

3)в позиции после мягких согласных В позиции после мягких согласных они произносятся как один звук. Смотрите и слушайте: мел [м э л] лёгкий[л о хкий] любит [л у б и т] рядом [р а д а м]

4)в позиции после ь и ъ йотированные гласные произносятся как 2 звука: семья [си м й а ] бьёт [б й о т] пью [пй у ] объяснять [ а б й и сн а т ] подъезд [пад й э ст] объём [ а б й о м]

Система согласных. Твёрдые согласные. Буквы Ж (8), Ц (24), Ш (26) обозначают всегда твёрдые согласные: женский [ж э нск и й] ножи [н а ж ы ] центр [ц э нтр] цирк [ц ы рк] шесть [ш э ст] широкий [ш ы р о к и й]

Мягкие согласные Буквы Й (11), Ч (25), Щ (27) обозначают всегда мягкие согласные: май [м а й] чашка [ч а шк а ] щука [шш у к а ]

Парные согласные 12 букв обозначают парные - звонкие и глухие - согласные: Б (2) – П (17) В (3) – Ф (22) Г (4) – К (12) Д (5) – Т (20) Ж (8) – Ш (26) З (9) – С (19)

Звонкие непарные согласные Буквы Й (11), Л (13), М (14), Н (15), Р (18) обозначают звонкие непарные согласные: мой [м о й] луна [л у н а ] дом [д о м] она [ а н а ] рот [р о т]

Глухие непарные согласные Буквы Х (23), Ч (25), Щ (27), Ц (24) обозначают глухие непарные согласные: хорошо [х а р а ш о ] очень [ о ч и н ] щи [шш и ] цирк [ц ы рк] NB! По правилам орфографии после ч, щ, ц надо писать е/и (нельзя э/ы)! После ц в середине слова пишется и, а в окончании – ы.

Произношение гласных а, о, у, э, ы, и в ударной позиции мама =[м а м а ] мода = [м о д а ] ум = [ у м] это = [ э т а ] мы = [м ы ] мир = [м и р]

Произношение йотированных гласных в ударной позиции есть= [й э ст] юноша = [й у н а ш а ] яблоко = [й а бл а к а ] ёлка = [й о лк а ] моё = [м а й о ] даёт = [д а й о т] NB! На слог с буквой ё ударение падает всегда.

Произношение гласных в безударных позициях. Количественная редукция гласных Безударный гласный звучит более кратко, чем ударный. Смотрите и слушайте: салат [с а л а т] мама [м а м а ]

Качественная редукция гласных При качественной редукции безударный гласный заменяется другим звуком: окно [ а кн о ] молоко [м а л а к о ] метро [м и тр о ] занят [з а н и т] этаж [ и т а ш]

Произношение и после -ь и после ь [йи] семьи [с э м й и ] чьи [ч й и ]

Произношение и после твёрдых согласных в потоке речи Для сохранения твёрдости предыдущего согласного на стыке слов и произносится как [ы]: из Ирака [ и з ы р а к а ] от Ирины [ а т ы р и н ы ] об их сыне [ а б ы х с ы н и ] с Иваном [с ы в а н а м] в институт [в ы нст и т у т] в Интернете [в ы нт ы рн э ти] к инженеру [кынжын э ру]

Оглушение В конце слова и перед глухими согласными звонкий парный согласный произносится как глухой своей пары. Смотрите и слушайте: Б [П] араб [ а р а п] В [Ф] вторник [фт о рн и к] Г [К] друг – [др у к] Д [Т] год [г о т] Ж [Ш] нож [н о ш] З [С] мороз [м а р о с]

Функции мягкого знака. Фонетическая функция ь Мягкий знак ь служит для обозначения: 1) мягкости согласных: соль [с о л ] пальто [п а л т о ] 2) раздельного произношения мягких согласных: семья [си м й а ] братья [бр а т й а ] бьёт [б й о т] пью [пй у ]

Орфографическая функция ь Мягкий знак ь служит для обозначения 1) женского рода после букв ж, ч, ш, щ: дочь [д о ч ]вещь [в э ш ш ] 2) формы 2 лица глаголов в настоящем и будущем времени (при сохранении твёрдости [ш]): думаешь [д у м а и ш] прочитаешь [пр а ч и т а и ш]

Функция твёрдого знака. Функция ъ орфографическая Твёрдый знак ъ пишется после префиксов, оканчивающихся на согласный, перед буквами е, ё, ю, я: подъезд [п а д й э ст] объём [ а б й о м] объяснять [ а б й и сн а т ] адъютант [ а д й у т а нт]

Произношение групп согласных. Выпадение согласного звука При сочетании более 2 согласных иногда происходит выпадение одной из них: здравствуй [здр а -ств у й] солнце [c о -нц э ] сердце [с э р-ц э ] праздник [пр а з-н и к] честный [ч э с-н ы й]

Восстановление выпавшего согласного Под влиянием последующего гласного или в конце слова выпавшие согласные восстанавливаются: здоровье – [зд а р о в й и ] солнечный – [с о лн и ч н ы й] сердечный – [с и рд э ч н ы й] честь – [ч э ст ]

Особые случаи произношения ч В некоторых словах буквенные сочетания чт и чн по традиции произносятся как [шт] и [шн]: ч [ш] что – [шт о ] конечно – [к а н э шн а ] скучно – [ск у шн а ]

Особые случаи произношения г В родительном и винительном падежах притяжательных местоимений, прилагательных и порядковых числительных в позиции между гласными г произносится как [в]: его – [йив о ]сегодня [сив о д н и ] моего – [м а и в о ] нашего – [н а ш ы в а ] нового – [н о в а в а ] хорошего – [х а р о ш ы в а ]

Произношение буквенного сочетания сч Буквосочетание СЧ [ш] счастье – [шш а стй и ] считать – [шш и т а т ]

Произношение буквенных сочетаний -ться/-тся Всегда твердо произносятся буквенные сочетания -ться/-тся = [ца] учиться - [ у ч и ц а ] учится - [ у чи ц а ]

Список использованных источников 1) Акишина А.А., Барановская С.А. Русская фонетика. – М.: Русский язык. 1980, 102 с. 2) А.Л. Архангельская и др. Русский язык с компьютером. Шаг 1. Компьютерный курс русского языка для начинающих. «Истрасофт»: диск 3) ЯРУС. Астраханский государственный университет. Сайт : 5) Википедия. Гласные.

6) Кедрова Г.Е. и др. Интернет-учебник по русской фонетике. URL: 1/index1.htmhttp:// 1/index1. htm 7) Кирилл и Мефодий. URL: 8) Кириллица. URL: 9) Махов Б.Ф. Русский алфавит как система. article_id=

Автор текста и презентации И. Е. Шигина Техник звукозаписи Е. В. Панфёрова