Роман « Отцы и дети » Иван Сергеевич Тургенев Служит для углубления психологического анализа при раскрытии характера Базарова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Испытание любовью » Урок русской литературы в 9 классе по теме : « Испытание любовью » Выполнила презентацию учитель русского языка и литературы Иванец.
Advertisements

Работу от имени учащегося выполнила Васина Н.Ю. Прошел ли испытание любовью Евгений Базаров?
Путь Евгения Базарова (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети») Урок литературы в 10 класс.
Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева Презентация учителя русского языка и литературы Киреевой Л.Н., МОУ СОШ 2 п.Новозавидовский Конаковского.
Тип «тургеневской девушки» в прозе И.С. Тургенева. Выполнила: Васильева А. 10б СОШ 50 Преподаватель: Николаева Е. В.
В. Г. Белинский о Базарове. Тема проекта: Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Выполнили: Куприсова Юлия,10 класс Тарасова Вероника, 10 класс Руководитель: Коврижных Г.Д. МБОУ СОШ 11 1.
Работу в ыполнила ученица 10 к ласса Маркова О ксана 2011 г од.
Тема любви в романе И.С. Тургенева « Отцы и дети» Работу выполнили ученики 10-а класса Брюхова Дарья Абрамов Антон Макарычева Ирина Космовских Лаврентий.
Женские слезы Ребенок спрашивает у мамы: « Почему ты плачешь ? » « Потому что я - женщина » отвечает она. " Я не понимаю " говорит ребенок. Мама с щемящим.
Первая встречаЖенитьба на Элен Дуэль с Долоховым Вступление в масонство Любовь к Наташе Бородинское поле Встреча с Платоном КаратаевымСчастливая семейная.
Монолог Ларисы из пьесы Бесприданница. - Я любви искала и не нашла. На меня смотрят и смотрели как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко.
В особо тяжелые минуты, когда всё валится из рук и любая фраза о том, как прекрасен белый свет, кажется насмешкой - всегда надо помнить, что:
Доброе слово сказать – что посошок в дорогу дать.
Смысл названия повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником. Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов. Так воспитывался.
Литературный ринг. Чей это портрет? Это был человек лет 32–33 от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, гулявшими беспечно.
Когда появилось слово «семья»? Когда-то о нем не слыхала Земля… Но Еве сказал перед свадьбой Адам: -Сейчас я тебе семь вопросов задам. Кто деток родит.
Женские слезы Ребенок спрашивает у мамы: « Почему ты плачешь ? » « Потому что я - женщина » отвечает она. " Я не понимаю " говорит ребенок. Мама с щемящим.
Тургенев И. С. Мой друг, как ужасно, как сладко любить!.. Автор неизвестен.
Транксрипт:

Роман « Отцы и дети » Иван Сергеевич Тургенев

Служит для углубления психологического анализа при раскрытии характера Базарова.

История жизни Анна Сергеевна Одинцова родилась от Сергея Николаевича Локтева, известного красавца, афериста и игрока, который, продержавшись и прошумев лет пятнадцать в Петербурге и в Москве, кончил тем, что проигрался в прах и принужден был поселиться в деревне, где, впрочем, скоро умер, оставив крошечное состояние двум своим дочерям, Анне - двадцати и Катерине - двенадцати лет. Мать их, из обедневшего рода князей X... скончалась в Петербурге, когда муж ее находился еще в полной силе. Положение Анны после смерти отца было очень тяжело. Блестящее воспитание, полученное ею в Петербурге, не подготовило ее к перенесению забот по хозяйству и по дому, - к глухому деревенскому житью. Она не знала никого решительно в целом околотке, и посоветоваться ей было не с кем. Отец ее старался избегать сношений с соседями ; он их презирал, и они его презирали, каждый по - своему. Она, однако, не потеряла головы и немедленно выписала к себе сестру своей матери, княжну Авдотью Степановну Х... ю, злую и чванную старуху. Анна терпеливо выносила все причуды тетки, исподволь занималась воспитанием сестры и, казалось, уже примирилась с мыслию увянуть в глуши... Но судьба сулила ей другое. Ее случайно увидел некто Одинцов, очень богатый человек лет сорока шести, чудак, ипохондрик, пухлый, тяжелый и кислый, впрочем, не глупый и не злой ; влюбился в нее и предложил ей руку. Она согласилась быть его женой, - а он пожил с ней лет шесть и, умирая, упрочил за ней все свое состояние. Анна Сергеевна около года после его смерти не выезжала из деревни ; потом отправилась вместе с сестрой за границу, но побывала только в Германии ; соскучилась и вернулась на жительство в свое любезное Никольское, отстоявшее верст сорок от города ***.

Отношение к мужу … Замужество без любви, брак с человеком значительно старше её, рациональность, рассудочность решения : « она вышла за него по расчёту, хотя она, вероятно, не согласилась бы сделаться его женой, если б она не считала его за доброго человека ». В результате шестилетней жизни в браке она была разочарована в супружеских отношениях : « Покойного Одинцова она едва выносила … и получила тайное отвращение ко всем мужчинам, которых представляла себе не иначе как неопрятными, тяжёлыми и вялыми, бессильно докучливыми существами ». Твёрдые правила, соблюдение всех норм и приличий, принятых в обществе, но при этом отсутствие интереса к светской жизни, к обществу, равнодушие к сплетням и толкам, внутренняя свобода и самодостаточность.

Портрет героини Доминирующие черты во внешности Одинцовой – красота, спокойствие, сила характера : женщина « высокого роста, в чёрном платье … Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана ; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи лёгкие ветки фуксий ; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из - под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою - то ласковой и мягкой силой веяло от её лица ». Героиня естественна, не манерна, не нарочита, не кокетлива, проста в общении.

Одинцова о любви и счастье … Я несчастлива оттого... что нет во мне желания, охоты жить. Вы недоверчиво на меня смотрите, вы думаете : это говорит " аристократка ", которая вся в кружевах и сидит на бархатном кресле. Я и не скрываюсь : я люблю то, что вы называете комфортом, и в то же время я мало желаю жить. Примирите это противоречие как знаете. Впрочем, это все в ваших глазах романтизм. Базаров покачал головою. - Вы здоровы, независимы, богаты ; чего же еще ? Чего вы хотите ? - Чего я хочу, - повторила Одинцова и вздохнула. - Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу. Да, я стара, - прибавила она, тихонько натягивая концы мантильи на свои обнаженные руки. Ее глаза встретились с глазами Базарова, и она чуть - чуть покраснела. - Позади меня уже так много воспоминаний : жизнь в Петербурге, богатство, потом бедность, потом смерть отца, замужество, потом заграничная поездка, как следует … Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди передо мной - длинная, длинная дорога, а цели нет... Мне и не хочется идти. - Вы так разочарованы ? - спросил Базаров. - Нет, - промолвила с расстановкой Одинцова, - но я не удовлетворена. Кажется, если б я могла сильно привязаться к чему - нибудь... - Вам хочется полюбить, - перебил Базаров, - а полюбить вы не можете : вот в чем ваше несчастье. Одинцова принялась рассматривать рукава своей мантильи. - Разве я не могу полюбить ? - промолвила она. - Едва ли ! Только я напрасно назвал это несчастьем. Напротив, тот скорее достоин сожаления, с кем эта штука случается.

- Почему, спровоцировав объяснение в любви, Анна Сергеевна отталкивает Базарова ? Влюблена ли она ? Существенные и характерные черты героини, исключающие пламенные, страстные чувства : безмятежность, умение ценить комфорт превыше всего, стремление к покою, нежелание потрясений, избалованность. Отсюда спокойный, сдержанный интерес к Базарову. Он поразил её воображение, занимал её, она много о нём думала. Ей было скучно в его отсутствие, ему она признаётся в несчастливости, неудовлетворённости жизнью. Но добившись от него признания в любви, Анна Сергеевна испытывает испуг, чувство неловкости и сознательно выбирает покой, отказывая ему во взаимности.

«Испытание любовью» Встреча Базарова с Одинцовой – начало трагического поворота в судьбе героя, возникновение конфликта в душе самого Евгения.

- Был ли Евгений Базаров аскетом в любви до встречи с Анной Сергеевной Одинцовой ? Заглянем в словарь : Аскет – ведущий аскетический образ жизни. Аскетизм – отказ от жизненных удовольствий ( строгий образ жизни ) « Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью … « Нравится тебе женщина, - говаривал он, - старайся добиться толку ; а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась »».

- Почему, « не добившись толку », Базаров не сумел отвернуться от Одинцовой ? У героя возникает духовное, возвышенное, « романтическое » чувство : « Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней ; он легко сладил бы со своею кровью, но что - то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. Одним словом, Базарова поразила безнадёжная любовь. В этой любви раскрывается вся мощь натуры героя : « не рассиропился », мужественно и стойко преодолевает слабости, душевные страдания, не унижаясь, не роняя достоинства, не соглашаясь на компромисс.

Чувства героев … Одинцова умна и проницательна. При встрече с Базаровым в номере гостиницы она поняла, что « он чувствовал смущение », и была этим польщена. По мере сближения с Базаровым она всё более ему симпатизирует. « Базаров ей понравился – отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. Она видела в нём что - то новое, с чем ей не случалось встретиться, а она была любопытна ». В Базарове же, напротив, проявляется внутреннее беспокойство, герой становится тревожным, раздражительным и замкнутым. Они оба боятся новых чувств и страстей, оба с отчаянным упорством будут « защищаться » от любви. Трагедия любви героев в невозможности быть до конца откровенными друг с другом, в рассудочности характера Анны Сергеевны и бескомпромиссности Базарова.

- Почему Тургенев проводит своего героя через « испытание любовью »? В этом испытании убеждения Базарова выглядят несовершенными, не могут быть приняты как абсолютные. Душа героя раскалывается на две половины : отрицание духовных основ любви и при этом способность страстно и одухотворённо любить. Наивный цинизм сменяется глубоким пониманием человеческих взаимоотношений. Общий скептический настрой Базарова сохраняется, но теперь скептицизм лишён прежней уверенности. Появляются философские размышления на тему смерти и места человека в мире. Теперь Базаров смотрит на жизнь трагически.