Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения. П.Я. Гальперин Понятие о мотивах. Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей. Следует различать понятия мотив и цель. Цель это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию.
Познавательные мотивы Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям и т.д.
социальные мотивы Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности.
позиционные мотивы Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе.
Уровни мотивации учащихся 4 – х классов
Уровни мотивации учащихся 5 – х классов
Сравним 4 и 5 классы
Источники учебной мотивации Три источника учебной мотивации = Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + Ощущение свободы выбора + Ощущение успешности (компетентности).
Источник 1 Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» проблемное изложение материала коллективный мозговой штурм исследовательская деятельность детей
Источник 2 Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!») Потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения.
Источник 3 Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!» Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале.
Правила позитивной обратной связи Позитивная обратная связь должна быть ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе (ответу). Ученик должен понимать, за что его хвалят, чем именно учитель обрадован и восхищен. Позитивная обратная связь дается за проявленные усилия, настойчивость, а также за достижение конкретных целей. Поддерживайте продвижение в понимании, а не простое запоминание материала. Позитивная обратная связь должна быть индивидуально ориентированной, без оценок и сравнений с другими учениками, то есть оценивается динамика развития: сравниваются умения сегодняшние со вчерашними. Дух конкуренции в долговременной перспективе неэффективный (плохой) мотиватор. Похвала должна быть искренней, честной и спонтанной, чтобы в похвалу верилось. Интонации, энтузиазм в голосе, мимике и жестах тут очень важны.
Правила позитивной обратной связи Нужно стараться находить слова поддержки, жесты одобрения для всех детей. Если есть те, кто удостаиваются похвалы и внимания гораздо чаще остальных (а к тому же и не по заслугам), то создается ощущение несправедливости учителя, что однозначно демотивирует. Хвалить предпочтительнее, чем критиковать, потому что похвала, признающая компетентность ребенка, вдохновляет его на новые свершения.
Желаю Успехов!!!